«Возвращение к истокам». Музейная педагогика в школе

В 2008 году встал вопрос о выборе темы для проекта “Я – гражданин России”, коллектив школы решил однозначно – это будет тема “Создание школьного историко-краеведческого музея”. Проект вошел в 10-ку лучших проектов Неклиновского района.  

Начался сбор материалов. Учителя и ученики   находили  экс­понаты и приносили их в школу. Сначала экспонаты располагались в кабинете директора Безугловой В. А., которая первая стала вдохновителем и организатором музейного дела, но когда их стало много, для музея было выделено помещение на втором этаже нового здания школы.  Руководителем  музеем назначили учителя истории Саенко Майю Владимировну. Но самой заниматься оформлением музея очень тяжело, поэтому было предложено ребятам стать активистами музея  восстанавливать историю родного края  своими собственными руками.  

В начале  в  первом помещение  музея было 4 раздела “История школы”, “Ханжоновская слободка”, “Русская изба”, “Подвиг солдата бессмертен”.

В музее проходили экскурсии для учеников, выпускников и гостей школы. Постепенно коллекция экспонатов пополнялась, и появился новый раздел, который мы назвали “Лениниада”

Актив музея и учащиеся школы являются постоянными участниками всех мероприятий связанных с чествованием ветеранов. В школе давно уже сложилась традиция поздравлять их с праздниками. За каждым классом закреплены свои ветераны войны, ветераны трудового фронта, вдовы, над которыми учащиеся шефствуют.

Встречи с ветеранами играют огромную роль в воспитании под­растающего поколения. Сейчас в средствах массовой информации, среди историков и педагогов идёт спор о том, какими должны быть учебники истории. Увы, не секрет, что учебники пишут и переписы­вают в угоду тем или иным поли­тическим деятелям, сообразуясь с определенными идеологическими установками. Иное дело — живое, непосредственное общение детей и участников исторических событий.

Участники Великой войны — это живая история, у них есть что перенять, есть чему поучиться — бескорыстию, любви к Родине, чувству собственного достоинства.

Но время неумолимо, всё меньше остается среди нас участ­ников тех событий. Чтобы сохра­нить память о них, учащиеся встречаются с ветеранами на дому, запи­сывают их рассказы, мы планиру­ем издание книги Памяти о ве­теранах В-Ханжоновского сельского поселения. Для этого собрано много документов, фотографий, интервью.

Значительна экскурсионная ра­бота музея.  На  уроках истории,  при изучение темы “Великая Оте­чественная война”  и др.,  исполь­зуется наглядный материал (всего в музее более 200 экспонатов).

Музейная педагогика помогает формировать систему цен­ностей детей, учит их ценить доку­ментальные свидетельства, беречь реликвии времени, понимать их историко-культурное значение.

Силами учащихся в музее создана видеотека презентаций о Великой Отечественной войне, кото­рая постоянно пополняется, её можно использовать при проведе­нии уроков и классных часов. Помимо этого в электронных архивах музея хранятся электронные версии исследовательских работ учащихся, презентации дней Воинской славы, документы.

Учащиеся нашей школы посе­щают музеи и ездят на экскурсии по Ростовской области, а также совершают поездки по местам Боевой славы.

К дням Воинской славы России творческая группа музея готовит мероприятия.  

В этом учебном году работа музея была сориентирована в соответствии с разрабатываемой Целевой программой по патриотическому воспитанию. Проводилась большая работа по подготовке и проведению празднования 65-ой годовщине Победы  нашего народа в Великой Отечественной войне.

Одно из главных направлений деятельности музея была – экскурсионно-массовая и исследовательская  работа с многообразием её форм: уроки мужества, Дни воинской славы, участие в мероприятиях СДК, встречи с ветеранами, показ презентаций различных тематик.

Тематическое планирование было составлено по двум основным курсам: историческое краеведение, музейно-краеведческое работа экскурсоводов по сбору экспонатов и оформлению экспозиций.

Проводились экскурсии:

    Обзорная (для выпускников школы) “О чём рассказал музейный экспонат”  (для учащихся школы) “Дети военной поры” История детской организации Наши ветераны

Ведутся занятия любительского историко-краеведческого  кружка “Мой край родной” 

В течение учебного года были проведены следующие крупные формы воспитательных мероприятий:

 п/п

месяц

Название мероприятия

Ответственный

1.

сентябрь

Участие в мероприятии, посвященном установлению плиты основателя с, В_Ханжоновка В. Г.Ханжонкову.

Выступление на мероприятии

 Саенко М. В.

7 класс, актив музея

2.

 сентябрь

День  воинской славы

 Презентация “На поле Куликовом”

Саенко М. В.

Актив музея

3

сентябрь

День Воинской славы Бородинское сражение

Саенко М. В.

Актив музея

5

январь

День воинской славы “Да будет мерой чести Ленинград”

Саенко М. В.

Актив музея

6

Февраль

День воинской славы “Герои Сталинградской битвы”

Саенко М. В.

Актив музея

7

февраль

Митинг у обелиска

Саенко М. В.

Дуденко С. П.

6-7 классы

8.

апрель

Выпуск стенгазет “День Победы!”

 1-11 классы

9.

апрель

Выпуск боевых листков

Саенко М. В.

5-11 классы

10

апрель

Защитник Земли русской

Саенко М. В.

 7 класс

11.

май

Презентации  “Мы помним! Мы гордимся!”

 Саенко М. В.

Денисенко А. С.

12.

май

 Уроки мужества.

Приглашение ветеранов ВОВ.

Возложение цветов к мемориалу. 

 Классные руководители

Саенко М. В.

13.

май

Экскурсии 

 Саенко М. В.

Актив музея

14.

май

 Участие в акции “Знамя Победы”

 Саенко М. В. классные руководители 1-11 классов

15

Апрель

Оформление стендов к 65-летию Великой Победы

Актив музея

16.

Июнь

День памяти. Возложение цветов к мемориалу. 

 Саенко М. В.

Накануне  65-летие Победы над фа­шистской Германией,  в нашей школе шла  подготовка к празднованию  этого события. 

Была организована поисковая работа, которая продолжается и по сей день. Учителя и ученики нашей школы восстанавливают списки погибших, вернувшихся с войны ветеранов. Более чем сто человек наших односельчан не занесены в Книгу памяти, их имена не высечены на нашем сельском Памятнике-мемориале.  Администрация  школы просила главу нашего поселения Зацарную С. Н. о том, чтобы рассмотреть вопрос о добавлении новых плит с именами погибших и умерших воинов  к мемориалу.

У себя в школе преподаватели вместе с учениками, сотрудниками нашей школы эти имена нанесли в виде уголков на Стену памяти, которую подготовил актив музея. С каким трепетом ребята прикрепляли уголки с именем своего ветерана на стену. 

Но на этом мы не остановились. В мае проходила акция “Знамя Победы”,  где было необходимо сделать флаг из лоскутов красной материи, на каждом лоскутке  должно быть написано имя ветерана и биографические данные. Школа сделала одно знамя на район, но затем все решили, что необходимо каждому классу иметь такое знамя. Подключились все, здесь уже даже немного соревновались, у кого знамя будет больше. А итогом этой  акции стал тот факт, что на день 65-летия  Победы в этом году каждый класс нес свое знамя. Несли его мэры городов, но многие из детей тоже мечтали нести Знамя Победы. Теперь эти знамена хранятся в школьном музее.

С 2015  года  школьный музей располагается в здании начальной школы. Силами школы в нем сделан ремонт. Экспонаты установил актив музея.

В музее на данный момент пять  разделов “Подвиг солдата бессмертен”, где представлены экспонаты военной тематики, собраны списки и материалы о Великой Отечественной и Гражданской войнах. Раздел “Ханжоновская слободка”, где представлены документы по истории села. Раздел  “Русская изба” собраны экспонаты предметы быта сельских жителей, сельхозорудия, предметы рукоделья, деньги различной поры.  Раздел “История нашей школы” здесь собраны экспонаты по детской организации, оформлен стенд гражданского и патриотического воспитания школьников, предоставлены различные фото и документы об учителях и учащихся нашей школы. В музее  есть раздел “Лениниада”, в нем представлены портреты В. И.Ленина, история его жизни, его труды,  альбомы о его жизни учащихся нашей школы разных времен обучения. В связи с пополнением экспонатов, мы предполагаем  открыть новый  раздел и назвать его “Страна Советов”. Или же объединить их в один.

Уже в этом 2015-11учебном  году музей пополнился 50 экспонатами основного фонда. В музее  на данный момент собрано более 200 экспонатов. Также имеются в наличии различные экспонаты  вспомогательного фонда.

Оформлены документы по музею:

    Положение о школьном музее; Программа школьного музея; Разработан перспективный план работы музея на 2008-2012 год Устав школьного музея

Создан и утвержден совет школьного музея, разработан план работы Совета школьного музея. Также оформляются книги фондов школьного музея – основная и вспомогательная.

Разработана обзорная экскурсия по музею. На данный момент учащимися школы ведется поисковая деятельность  на темы

    Директора нашей школы Ветераны Великой войны История наших сел Место рождения А. А.Ханжонкова Экскурсия по родным местам

Оформлены исследовательские работы  “Вожатые нашей школы”, “Русские русскости”,  “Левша из Козловки”, “Война на территории нашего сельского поселения”

Фонд пополнился презентациями:

    На поле Куликовом Да будет мерой чести Ленинград Герои Сталинградской битвы Бородинское сражение Защитник земли русской Великой Победе 65 лет Мы помним! Мы гордимся! Ветераны, вернувшиеся с войны Они не пришли с войны

В музее сохраняется историческая память народа, учащиеся нашей школы привлекаются к решению вопросов, связанных с проблемой патриотического и гражданского воспитания.

Музейная педагогика позволяет организовать эффективную учебно-воспита­тельную среду для формирования творческой личности, облада­ющей социально-нравственной устойчивостью. В ходе работы объединяется деятельность детей и взрослых, а значит, сохраняется связь поколений.

Автор материала: Саенко Майя Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: