Внеклассная работа учителя начальных классов по интеллектуальному развитию младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса

В контексте задачи интеллектуального развития содержание школьного образования должно быть существенным образом пересмотрено. Традиционная школа решала следующую проблему: “Как обращаться с ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?” Однако сейчас вопрос должен стоять принципиально иначе: “Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?”.

Иными словами, не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а, напротив, содержание образования должно подстраиваться под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а именно кардинальная его перестройка в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, и путей их рассмотрения; ориентацией ребенка на анализ своих решений посредством уточняющих, проблемных вопросов и т. д.

Последовательное и медленное изложение учебного материала. Почему освоение того или иного математического понятия, операции, теоремы идет с отступлениями и детальным обсуждением самых разных аспектов вводимого математического объекта? Потому что главное в учебной деятельности ученика — это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Однако понимание не может быть результатом одномоментных логических действий, оно является следствием состояния ума ребенка, к которому его еще надо подвести за счет соответствующей организации его ментального опыта.

Основная часть учебных вспомогательных материалов организована в виде прямых и косвенных диалогов (общаются между собой персонажи сюжетных историй, через текст идут постоянные обращения к ученику как читателю и т. д.). Ребенок привыкает учитывать точку зрения собеседника (героя с “другим” взглядом на учебную проблему), подбирать точные и понятные формулировки для своих мыслей. Предполагается, что к старшим классам диалог должен перерасти в полилог (способность думать над проблемой в условиях существования множества точек зрения), который, в свою очередь, должен в своем развитии перейти в способность к конструктивному монологу (способности обсуждать проблему с самим собой в режиме диалога и полилога). Таким образом, диалогичиость в качестве базового интеллектуального качества способствует формированию такой формы метакогнитивного опыта, как открытая познавательная позиция, разрушая тем самым эгоцентрический, субъективированный взгляд на мир. Кроме того, диалогичность стимулирует актуализацию и развитие интенционалыюго опыта, поскольку способность к конструктивному монологу делает ребенка более восприимчивым к нюансированным состояниям своего собственного ума.

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимое условие для социализации личности ребенка.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достиже¬ние общей цели воспитания — усвоения ребенком необходимо¬го для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач :
Задачи воспитательной работы

Задачи:

Формирование у ребенка положительной Я-концепции Характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным ви¬дом деятельности; в) чувством собственной значимости. По-ложительная Я-концепция характеризует позитивное отно¬шение ребенка к самому себе и объективность его самооцен¬ки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. “Трудные” дети, как правило, имеют от¬рицательные представления о себе. Педагог может или уси¬лить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную Я-концепцию у каждого ребенка. Внеклассная работа дает воз¬можность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллек¬тивного взаимодействия Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии поло-жительной Я-концепции сформированы умения договари¬ваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т. д., то его взрос¬лая трудовая деятельность будет успешной. Полностью поло¬жительная Я-концепция формируется только в коллективном взаимодействии Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности Происходит через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться занимать¬ся полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется че¬рез эстетические представления в творческой деятельности Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете на¬правлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве на¬правления внеклассной работы, с одной стороны, “работает” на учебный процесс, а с другой — усиливает воспитательное воздействие на ребенка

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с осо¬бенностями класса, самого педагога, с общешкольной вне-учебной работой и пр.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.

Функции воспитательной работы:

Обучающая Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной peaлизации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллектив¬ной жизни, навыкам общения и пр. Развивающая Она заключается в развитии психических процессов школьника

Виды внеклассной работы – предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы и др. В рамках этих форм может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная работа, лабораторное или даже практическое задание в мастерских), то это будет недифференцированной индивидуальной работой фронтального характера, а когда класс в целом или каждая группа в отдельности коллективно реша¬ет одну проблему, совместно овладевает общей темой, то здесь выступает коллективная, фронтальная или групповая работа.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

    во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции); во-вторых, в содержании внеклассной работы опреде¬ляющее значение имеет практическая сторона знаний, т. е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки (“Занимательная азбука”, “Веселая математика” и т. д.), отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел (“Вечер сказок”, викторина “Мой любимый город”), коммуникативные (“общенческие”) умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые походы, игры); умения соблюдать этические нормы (повседневное общение, “Этикет и мы”, “Путешествие в страну дорожных знаков” и пр.). Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с пози¬ции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть “Клуб почемучек”, “Турнир любознательных”, “Что? Где? Когда?”, экскурсии в Политехнический музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т. д.

Таким образом, показателями интеллектуальной воспитанности младших школьников (9-10 лет) являются:

Кругозор

    Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Развитие речи

    Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

Развитие познавательной активности, самостоятельности

    Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ¬кий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаружи¬вается, любознательность не проявляется.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

    Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со сти¬мулирующей помощью взрослого. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Одним из доминирующих личностных качеств ребенка является любопытство, стремление к исследованию окружающего мира.

Психология ребенка отличается остротой и свежестью восприятия, эмоциональностью и раскрепощенностью. Общеизвестно также, что способность вбирать различную информация у детского мозга выше, чем у взрослого. Мы не должны бояться перенасытить детский мозг, потому что психология ребенка такова, что при избытке информации мозг отключается, и лишняя информация не воспринимается.

Самое главное для нас, учителей и родителей ребенка – это не давать ему готового ответа, а построить его деятельность таким образом, чтобы дать ему возможность самому дойти до сущности. Поэтому та система интеллектуальных игр представляет собой не просто познавательные, интересные по содержанию вопросы, она служит средством организации познавательной деятельности детей, формирует их самостоятельность.

Система интеллектуальных игр, рассчитана на то, что дети научатся воспринимать знания как рабочий материал, инструмент для развития своих умственных способностей. И главная задача учителя – сформировать потребность в умственной деятельности. Дети становятся более активны, умеют интересно, нестандартно мыслить.

Автор материала: Махрова Марина Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: