Внедрение проектной деятельности в начальной школе

28 ноября 2011 года в жилом районе Славянка Пушкинского района Санкт-Петербурга открылась новая школа, которой был присвоен № 511. Необычность новой школы заключается в необходимости быстрого формирования сплоченного коллектива учителей, учеников и родителей, многие из которых получили квартиры в районе по программе «Жилье – военнослужащим» и переехали в город Санкт-Петербург из других регионов Российской Федерации. В условиях отсутствия культурных центров в новом районе, школа взяла на себя ответственность стать консолидирующим центром для всех его жителей. Ничто не объединяет лучше, чем совместная работа. Так появился общешкольный проект «Живем в Славянке».

Начать рассказ о проекте хотелось бы словами академика  Д. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или к городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально-целостном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе  и истории родного края, позволяющими влиять не только на обучение, но и воспитание порастающего поколения.

Мы решили нацелить учащихся на изучение  исторического прошлого, а также настоящего района и предположить, каким может быть его будущее.

Проектная деятельность в начальной  школе имеет определяющее значение для формирования навыков исследовательской деятельности школьников в целом.

Без понимания того, что такое проект, нельзя заниматься этой работой.  Учащиеся должны понимать, что проектирование это:

    мысленное моделирование образа желаемой действительности; описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к нему привести; целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.

Понятие проект включает в себя стадии замысла и прогноза, а также осуществление проекта в практической деятельности. Целью нашего проекта стали: воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию (проектная цель), создание целостной модели преемственности в формировании навыков исследовательской деятельности между начальной и старшей школой (метапроектная цель).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач; стимулирование творческого начала сознания, развитие творческих способностей; формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований; развитие целеустремленности и системности в деятельности; формирование объективной самооценки учащихся через выполнение поставленной задачи получение необходимого жизненного опыта.

Комплексный подход  в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому мы запланировали рассмотреть историю, архитектуру, население района, сравнить архитектуру города Пушкина (прошлое) и архитектуру Славянки (настоящее).

Этой работе должны быть присущи:

    социально-педагогическая преемственность лучших школьных традиций, их развитие в новых инновационных условиях; превращение наиболее эффективных новаций и инноваций в традиции; нацеленность на развитие группы через развитие отдельной личности; усиление вертикального и горизонтального сотрудничества в решении проблем и принятии решений; предполагается долгосрочная программа, а не единовременное вмешательство.

Поставленные выше  цели достигаются в три этапа. Задачи на каждом из них:

Усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь. На данном этапе важно удивить, поразить, заинтересовать учащегося, постараться создать такие ситуации, при которых знакомые с детства памятники истории и культуры предстали бы перед  школьниками в новом ракурсе. Учащиеся на данном этапе знакомятся с азами исследовательской работы; Восприятие ценностной информации об объекте, чтобы учащиеся смогли бы понять, почему данный объект культурного наследия является ценностью для общества, то есть раскрыть все стороны социальной значимости объекта: утилитарной, эстетической, нравственной, историко-мемориальной и т. д.; Отклик со стороны учащегося. Он может быть инициируемым, так и самостоятельным. Это и пробное принятие ценности, и ее осмысление.

Получение навыков интеллектуального труда, умение сравнивать, делать выводы, строить гипотезы, формулировать мысли, проблемы – одна из основных задач  данного проекта. Для младших школьников это хорошая подготовка к переходу в среднее звено, а для старшеклассников – отработка навыков систематизации, осмысления и литературное оформление собранного материала, приобретение первого опыта научно-исследовательского поиска, что, несомненно, послужит в дальнейшей их жизни стимулом к реализации личного творческого потенциала.

Основные требования, выступающие в качестве ориентиров для учащихся: опираться на собственный опыт; для учителя: обучать в действии, побуждать к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Содержание и формы работы проекта «Живем в Славянке»:

    составление программ, разработка проектов и тем исследований; участие в конкурсах, турнирах, выставках, олимпиадах; выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами.

При организации проектной деятельности мы учитывали возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

Особую роль в реализации проекта носит уровень развития активности ученического сообщества: утраченная традиция взаимодействия старшей школы и начальной школы возрождается в рамках проектной деятельности, когда для учеников важно не только то, что они делают, но и для кого. Соответственно, моделирование преемственности в новой школе несет в себе еще и особый адресный характер. Таким образом школа обеспечивает максимально комфортную обстановку для формирования не только навыков исследовательской  деятельности, но и повышения уровня самостоятельности учащихся, возможности их самореализации. При таком акценте следует отметить, что учащиеся школы на данный момент не объект воздействия, а субъект взаимодействия, что делает обязательным их участие во всех педагогических мероприятиях школы – от локальных проектных событий до работы всей школы.

Автор материала: Гамоцкая Нина Валерьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: