В школу с радостью

Школьное обучение требует от детей напряжённого умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учёбы в школе формируются в период дошкольного детства.

Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Дошкольник, поступающий в школу, должен достичь определённого уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми знаниями.

Подготовка к обучению в школе включает в себя, прежде всего, формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» — позиции школьника.

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребёнок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожидания школьного цикла.

Большинство детей старшего дошкольного возраста хотят учиться в школе. Детей привлекают новые книги, портфель, новая одежда, желание подружиться с другими детьми. Некоторые дети хотят пойти в школу потому, что школа находится ближе, чем детский сад, что в школе не надо спать в обед или в школе учится друг или подруга. Некоторые дети говорят: «Хочу пятёрки получать», «Хочу быть как мама или папа».

Дети старшего дошкольного возраста реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти  тревожность, капризность ребёнка, могут ярко проявляться черты характера: упрямство, замкнутость или демонстративность.

В этот период возраста происходит активное анатомо-физиологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, возрастает подвижность нервных процессов, возбуждение преобладает перед торможением. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает значимое, обобщающее значение для дошкольника. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Работоспособность обычно у детей резко падает через 25 – 30 минут.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность.

Личностная готовность

Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, необходимо подготовить его к школьному обучению. Прежде всего, необходимо психологически подготовить ребёнка к обучению в школе. Необходимо познакомить детей со школой, можно сходить на экскурсии, провести беседы, рассказать о том, кто работает в школе, посетить уроки в школе.

Дети должны знать свои права и обязанности. Очень важно установить контакт со взрослыми. Взрослый – образец для подражания. Взрослый интересен дошкольнику с точки зрения его оценки поступков других людей, событий. Оценка взрослого в значительной степени определяет развитие самооценки ребёнка, уровня его притязаний. Изменяются также отношения ребёнка со сверстниками. Значение детского общества для развития ребёнка велико. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность.  Именно сверстники дают возможность ребёнку учиться критически оценивать поведение, действия другого человека.

У ребёнка должна  быть сформирована позиция школьника. Взрослые, а особенно родители не должны отпугивать детей от школы, например: «Вот пойдёшь в школу, там тебя научат» или «В школе тебе будут ставить двойки и выгонять из класса», «Некогда тебе будет играть, когда в школу пойдёшь». Это приводит к тому, что дети не хотят идти учиться, у них появляется негативное отношение к школе и обучению. Надо показать важность обучения в школе. Личностная готовность – это выражение отношения ребёнка к школе, к учебной деятельности.  У ребёнка должен быть определённый уровень развития мотивационной сферы. Мотивация у него уже должна быть учебная.

Также личностная готовность предполагает развитие эмоциональной сферы. К началу учебного года у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие  и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребёнка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Дети должны владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Социально-психологическая готовность

Многие психологи справедливо утверждают, что если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему будет трудно. Дети будут испытывать затруднения при обучении. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер. Этот компонент включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы обращаться с другими детьми, учителем. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы  умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, уже к концу дошкольного возраста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативные отношения с ними, но и на определённые нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении).

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. 

Зная какие основные компоненты необходимо формировать у дошкольника, надо подготавливать детей к школьному обучению, чтобы они не только не испытывали трудности при обучении, но и с большой радостью, желанием и удовольствием учились в школе. Взрослые должны  создавать позитивный настрой на обучение, формировать произвольность (память, внимание, мышление), развивать мелкую моторику, знакомить с цифрами и алфавитом.  При подготовке к школе необходимо использовать различные методические средства, формы, приёмы и виды деятельности. И материалы (пластилин, тетради, счётные палочки, мозаика, ножницы, магнитная азбука и цифры). Также использовать различный арсенал методических средств, практический материал для отработки навыков писания. Правильно организованная работа позволяет сформировать позитивное отношение к обучению.

Литература:

Бабаева Т. И. У школьного порога. Москва «Просвещение», 2005г. Белкина В. Н., Васильева Н. Н.. Ёлкина Н. В.Дошкольник: Обучение и развитие. Ярославль Академия Развития, 2001г. Шваб Е. Д. В школу с радостью. Волгоград, 2007.

Автор материала: Лукьянова Валентина Ивановна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: