Утро одной полянки

“Детский сад со всех сторон” №19(103)

Утро одной полянки

Ирина СВЕРДЛОВА, г. Ростов-на-Дону

8.00.

Дорога из дома в детский сад не так уж и длинна. Яркое, свежее утро, а я ощущаю себя уставшей загнанной мно­годетной домохозяйкой с неподъемным грузом домашних проблем. Пытаюсь настроить­ся на рабочий лад и вспомнить, какие занятия у меня сегодня. Почему меня так тя­нет на работу, в мою маленькую изостудию?

8.30.

Бегу мимо площадки, где гуляют наши дети. Весной прием детей ведется на ули­це — всем так нравится, и детям и родителям. Сердце замирает, сейчас начнется… И точно: “Аэлитовна идет!”: поднимают крик малыши. “Элина Виторовна, здрав­ствуйте! — бегут вдоль огра­ды. Рисовать сегодня бу­дем?” А собственно почему мне должно быть неловко? Детский сад в центре города, прохожие оборачиваются. Здороваясь с детьми, гово­рю им: “Тише, тише”, а они недоумевают. Последним в углу площадки стоит Гриша – тихий неразговорчивый, застенчивый. Родители час­то подолгу не приводят его в сад. Еще ни разу мне не уда­валось его разговорить. Стоит к нему обратиться, как он быстро закрывает ладошка­ми свои глазки, и таким об­разом прячется от всех. И вдруг этот Гриша громко и четко произносит: “Ирина Викторовна, я пришел, здравствуй”. Ради этого стоило спешить на работу, это – как награда.  Эй, мое плохое настроение, тяжелые мысли, где вы теперь?

Влетаю в помещение ДОУ — знакомые запахи, родные стены, еще бы! Скоро двадцать лет, как я работаю здесь и с каждым годом все с большим удовольствием. Наверное, я люблю свою работу или маленьких детей. А, может, я сама не состоялась как художник и не перестаю удивляться, насколько талантливы, эмоционально отзывчивы дошколята, если им создать условия для творчества, не мешать и лишь чуть-чуть помочь поверить в свои силы?

9.00.

Последние приготовления к первому занятию в сред­ней группе. Сегодня нам предстоит знакомство с новой техникой живописи “по-сырому” из цикла “Игры с красками на листе бумаги”. Я, как впрочем и дети, очень люблю занятия-игры, экспе­рименты с красками и другими материалами. Здесь изобразительная деятель­ность выступает в роли своеобразного инструмента, при помощи которого дети получают возможность самовыражения, а сам процесс увлекает настолько, что раскрепощает детей, живо меняет их настроение. Чтобы дос­тичь эффекта гармоничнос­ти происходящего, я всегда использую элементы аромо-терапии и, конечно, музыку. Итак, выдавливаю на палитры синюю и желтую краски, смачиваю листы бумаги раз­ного формата (пусть выбирают сами), приклеиваю их на столы при помощи губки. Столы сегодня сдвинуты так, чтобы получился один боль­шой. Вода, кисти, салфетки — все готово. Проверяю свечу, помещаю ее в аромати­ческую лампу, сверху капаю несколько капель масла (сегодня это апельсиновое), не спеша выбираю кассету и отправляюсь в среднюю группу.

9.10.

Появляюсь в дверях, даль­ше пройти не могу — дети толпятся у входа в группу: “Я, я пойду в первой подгруппе!”. Самые порядочные быстро убирают игрушки на место и тоже пристраиваются: “А что мы будем рисовать?”. Как любят рисовать дети! И куда потом девается эта потребность, когда мы становимся взрослыми?

Дарина: “Я тебя люблю, дай я тебя поцелую. Чем ты так вкусно пахнешь? (запах апельсинового масла остался на руках). А волосы пахнут чем то другим (еще бы — Франция)”.

    А рукава надо подворачивать? Да, сегодня утором мы  играем с красками, — говорю я загадочно.

Занятия в изостудии проводятся по подгруппам, обе­щаю оставшимся детям, что скоро приду за ними.

    Мы сегодня кто, птички или мышки?

Дорога в студию лежит черва музыкальный зал, раздевалку, холл. И хорошо бы пройти потише. – — Давайте, дети, мы сегодня будем маленькими гно­миками. Утром в лесу тихо, свежо. Как гномики ходят по лесу? Вот так и мы пойдем.

Пришли, открываем волшебным ключиком дверь. Входите, гномики!

    Ух, ты!

Дети рассыпаются и быс­тро находят каждый себе ме­сто за столом. Гриша сегод­ня решился, наконец, отка­заться от самого маленького листа бумаги, выбрав доволь­но так и большой формат.

    Ребята, гномики — это маленькие, добрые веселые волшебники. Они умеют делать чудеса. А, посмотрите, как много здесь волшебных предметов. Вот, что это у меня в руках? Кувшинчик. Да не простой, (поворачиваю аромолампу в форме кувшина отверстием к детям). Ой, дырка, разбитый кувшин! — соображает Саша. А что там внутри? (Прохожу мимо каждого.) Это свечка, давайте ее зажжем.

Дети замирают и следят за моими действиями—тишина.

    Эта свеча поможет вам, гномики, сотворить маленькое волшебство. Давайте не будем гасить ее, пока не случится чудо.

Какое-то время никто не двигается, все смотрят на; свечу, и кто-то, замечает: “Она еще и пахнет!”

Нажимаю кнопку магнито­фона, давая понять, что лис­точки давно уже ждут внима­ния. И я начинаю рассказы­вать сказку:

    Ранним утром жила-была белая полянка. Ват она пред вами (бумага). Однажды к ней подкралась темнота, темно-темно синего цвета. Где у нас темно-синяя краска? Наберите ее побольше на кисточку, и слушайте дальше. Темнота проползла по одному краю листа, потом она прогулялась по другому, потом стала наступать все ближе и ближе к самой серединке…

Многие поняли, и уже начали самостоятельно работать. Подхожу к Вадику, который все смотрит на белый лист, и мы вместе, его рукой проводим широкие смелые линии вдоль края, вот так. Все рисуют, кто не спеша,  поглядывая в мою сторону, кто то­ропливо пачкаясь. А Роберт “весь в процессе”, он уже ничего не видит и не слышит, я замечаю, что почти весь его лист уже покрыт синим цве­том. Но останавливать его не­честно. Так, сказку надо рас­сказывать побыстрее…

    Посмотрите! Синяя краска медленно стремится все поглотить, темнота хочет покрыть не только лес, но и нашу белую утреннюю поляну. Темнота делает большой круг, колдует, колдует, и вот уже совсем маленькой стала по­лянка…

Что же делать? А посмот­рите-ка, горит ли еще наша свеча?

Многие, невольно отвлека­ются, тем временем я неза­метно “спасаю” оставшиеся окружности от разгорячивших­ся детских пальчиков. Все ог­лядываются, сравнивают свои полянки—у всех они раз­ные. Только Роберт не отвел взгляд, ему не до свечек. Вездесущая Рита взволнованно вскрикивает: “Роберт, что ты наделал? А у Роберта уже все в темноте!”. Мальчик поднимает глаза, и только сейчас возвращается к нам.

    А теперь поставьте быстро кисточки в стаканчики с водой, крепко сожмите кулачки, спрячьте их под стол, и скажите мне, что могут сделать гномики, если вдруг окажутся в темноте!

Умная Саша: “Они могут свечки зажечь!”

    А что еще можно зажечь? Фонарик можно достать из кармана и зажечь (Антон).

Миша (любимая тема для разговоров – папина машина):

    Можно фары включить. Молодцы, это вы хорошо придумали. Давайте поможем, каждый своему гномику, и зажжем желтый фонарик посреди поляны. Я думаю, темнота сразу же отступит. Помойте хорошо кисточки… Я не успеваю договорить, дети уже сами все сделали, быстро, точно действительно кого спасали. Роберта не смутило отсутствие полянки как таковой, и он тоже рисовал фонарик.

Я:

    Посмотрите, что же происходит? Желтая краска проникает в синюю, она све­тится?… Уже не страшно, гномики?

Рита считает своим дол­гом доложить: “А у Роберта фонарик зеленый, посмотрите!”.

Включаю музыку.

    А разве не бывает зеленых огоньков или фонариков? Конечно, бывают. Дети, а как же получилось, что у Роберта фонарик оказался зеленым?

Рита, Саша: “А он смешал синюю краску и желтую”.

    В нашем детском саду живут самые умные гномики! Все молодцы. Когда захотите рисовать зеленым, смешивайте эти два цвета — желтый и синий (незаметно по­гасила свечку). Ой, посмотрите, погасла наша свечка. Зато все фонарики загорелись! Пора и нам занятие заканчивать, аккуратно несите свои фонарики сушить. Пусть полянки отдыхают.

Каждый бережно несет свое чудо, все раскладывается на полу. И мы еще раз любуемся фонариками, зажженными во всю полянку. У кого темнота получилась самой темной? У кого совсем не страшной? А у кого самый яркий фонарик? А самый необычный?

9.35.

Пора бежать за второй подгруппой. Самая трудная задача – увести детей в группу вовремя. Но я знаю, что торопить не надо, они не уйдут, пока не пощупают подеки (тестопластика) старших детей, не потрогают тюбики с новыми красками. На прощание Миша сообщает мне, что у него на картине не фонарик, а фара, другая просто не горит. А у Риты есть новые красивые заколки дома…

Выходя из студии, прошу детей изобразить свое настроение.

    А хотите увидеть мое настроение? Растягиваю до предела рот и умиленно закрываю глаза. Я не вру: я очень довольна и счастлива. Мне тоже хорошо!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: