Урок внеклассного чтения по творчеству Е. И. Чарушина «Ребятам о зверятах» (5 класс)

Цели:

Дидактические: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина. Коррекционно-развивающие: Умение анализировать и обобщать, сравнивать явления и понятия; развитие художественных способностей, мелкой моторики рук на основе упражнений. Воспитательные: Воспитание любви к животным, к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал, карандаши, иллюстрации, портрет писателя.

“То, что я видел, слышал, переживал,- об этом и пишу”.

Е. Чарушин.

Ход урока:

Оргмомент

Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по творчеству Е. И Чарушина. Называется он “Ребятам о зверятах”. Дело в том, что в этом году исполняется 110 лет со дня рождения этого замечательного писателя и художника. Он известен тем, что писал рассказы для детей про домашних животных, своих любимцев, и про диких зверей, живущих в лесу. Но не только писал книги,  но и рисовал к своим книжкам картинки-иллюстрации. Все это он делал  с большой любовью к животным и к природе. Мы с вами тоже попробуем быть и художниками и начинающими писателями.

Интересно, а вы сможете угадать животное по его описанию?

1 задание. Слушаем описания животных и называем их.

    “Он бродит по лесам, похрюкивает, дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает, чего бы съесть” (кабан) Проснулся (  ) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (  )  крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, вертеться, в воду глядеться.  (журавль). “В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это (  ) – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее  короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит (  ) на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом – попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу”!  (рысь) “У (  ) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у (  ) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (  ) охотится, а днем спит”.  (сова).

Все эти описания взяты из книги Е. Чарушина “Моя первая зоология”

Повторение.  Мы уже знакомы с некоторыми рассказами писателя. Давайте вспомним их. Я читаю отрывок, а вы рассказываете, что же происходит дальше 

“Стук! Гром! Тра-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам. Неужели, – думаю, – это мой приятель с лыжами да с палками свалился? Я поближе к двери подошел, жду…

    Что происходит дальше? Как называется рассказ? Чему он нас учит?

“Вот однажды вышел лесник  утром покормить лису. Глядит, а у будки  одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. Позвал он своего пса, снял  со стены ружье. Ищи,- говорит,- Огарко. Ищи своего приятеля…”

    Что же было дальше? Как называется рассказ?  (“Друзья”)

Оказывается, домашние животные могут дружить с дикими. Сделайте вывод: о ком рассказывает писатель в своих книгах?  (о животных; какие они бывают умные, преданные, верные.)

Объяснение нового материала.

И зверей вы знаете, и рассказы читали. А что вы знаете о самом писателе, его детстве, расскажите.

Выступления учащихся.

Родился и вырос Е. Чарушин совсем недалеко от нас. В городе Кирове. Раньше он назывался г. Вятка.

Отец его был художником, поэтому в доме всегда были краски, карандаши, бумага. Женя рано начал рисовать и лепить. Рисовал  чаще животных и битвы индейцев.

С ранних лет полюбил природу, он сам говорил, что все его детство прошло в лесу, в поле, в огороде, среди диких зверей и домашних животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Они собирали семена цветов, выкапывали  разные растения. И потом это превращалось в чудо-сад. Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. Вместе с отцом Женя объездил всю область днем и ночью, лугами и лесами, в пургу  и осеннюю непогоду. И волки за ними гнались, и в болоте тонули… Встречали восходы солнца и утренние туманы, видели, как лес просыпается, как птицы запевают. Все это Чарушин полюбил с раннего детства.

Будущий писатель очень любил животных, и, когда ему было 6 лет, он решил есть все, что едят животные и птицы. Он наелся так,  что заболел брюшным тифом.

В другой раз переплыл со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета научился хорошо плавать.

Учитель-  Потом была учеба в художественном училище и даже в Академии художеств. Писать книги для детей Чарушин начал довольно поздно – в 28 лет. Самые первые его рассказы называются “Медвежонок” и “Волчишко”. Их напечатали в детском журнале и они сразу понравились детям.

Индивидуальное задание: краткий пересказ рассказов “Медвежонок” и ” Волчишко”

Сам Чарушин говорил, что он любит изображать молодых животных, трогательных, беспомощных, но в которых угадывается характер взрослого зверя. Позже рассказы писателя стали выходить отдельными книгами с его же рисунками.

Обращение к рисункам и эпиграфу.

Индивидуальная работа.

У каждого ребенка на столе неоконченный рисунок какого-либо домашнего животного. Задание: рисунок дорисовать. Ответить на вопросы:

Есть ли у тебя домашнее животное? Как ты за ним ухаживаешь? Любишь ли ты его?

А еще у Чарушина есть очень интересная книжка – картинка. Называется она “Большие и маленькие”. Это родительские наставления, родители учат своих малышей.

Появляется лиса, она учит своего лисенка, который сидит в норе под елочкой. (сценка)

    Какую нору строит лиса?

А сейчас мама-зайчиха будет учить уму-разуму. (сценка)

Закрепление.

О каком писателе мы говорили сегодня? О ком его рассказы? Вспомним названия рассказов и допишем их.

    “Верный (Трой)” “Кот  (Епифан)” “Большие и (маленькие)

Д/з

Оценки за урок.

Вывод: Книг написано много. Мы рассказали о некоторых, а вы можете познакомиться с другими и почитать их. Наш урок закончен. Я буду рада, если вам захочется когда-нибудь просто пойти в лес  и понаблюдать за птицами, насекомыми и, конечно, почитать рассказы  Е. Чарушина, написанные с такой большой любовью к природе нашей Родины.

Автор материала: Глебова Людмила Леонидовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: