Урок по литературному чтению Специфика авторской сказки С. Козлова «Чёрный омут»

Цель:

Познакомить с авторской сказкой «Чёрный омут», показать её мудрость и многогранность. Приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта учащихся. Развивать умение работать с текстом, внимание к слову, языковое чутьё. Воспитывать уверенность в себе и в своих поступках, стремление преодолевать трудности.

Предмет: Литературное чтение 2 класс (1-4) УМК «Гармония»

Тема урока по учебно-методическому плану:

Специфика авторской сказки С. Козлова «Чёрный омут»

Место урока в структуре образовательного процесса:  урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: «Специфика авторской сказки С. Козлова «Чёрный омут»

Задачи:

Приобщать к миру литературы посредством расширения читательского опыта учащихся. Развивать умение работать с текстом, внимание к слову, языковое чутьё. Воспитывать уверенность в себе и в своих поступках, стремление преодолевать трудности.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: мы готовы,

Литературное чтение у нас.

Чтение – это прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк.

Проверка домашнего задания (с. 110)

Перескажи сказку К. Ушинского «Два козлика». Переделай сказку таким образом, чтобы козлики оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми.

Речевая разминка

(На экране или на доске)

Ярмарка чудес

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что, может, было,

А может быть, и нет.

М. Пляцковский

Актуализация знаний и постановка цели урока.

    С  каким произведением мы будем знакомиться? Какие бывают сказки?

Просмотр презентации «Знакомы ли вам эти герои?»

    Из каких они сказок? Кто автор этих сказок? Со сказкой какого автора мы будем сегодня знакомиться?

Сергей Григорьевич Козлов (1939).

Поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «В сладком морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке лежу.»

Изучение нового материала.

Откройте учебники на странице 111 и прочитайте название сказки. Поднимите руки те, кто знает значение слова омут.  А где можно узнать о значении слова? (Толковый словарь)

Просмотр презентации «Омут». Давайте попробуем угадать, о чём эта сказка.

    Первичное чтение сказки учителем. Поделитесь впечатлениями. Что удивило в сказке? Повторное чтение и работа по содержанию. Прочитайте начало сказки. Давайте словесно нарисуем сказочный Чёрный Омут таким, каким его увидел Заяц. Хотели бы вы оказаться в этом месте? Прочитайте разговор Зайца и Чёрного Омута. Итак, зачем пришёл Заяц к Чёрному Омуту? Почему он решил утопиться? Что ему ответил Чёрный Омут? Как вы понимаете эти слова? «Если уж утопиться не страшно, смерти не боишься, так чего же ещё бояться? Разве Волк, Лиса и другие звери – страшнее смерти?» С кем первым встретился Заяц после беседы с Чёрным Омутом?

Перечитаем этот фрагмент. Кого Заяц повстречал дальше? Прочитайте и докажите, что Лиса сначала обрадовалась этой встрече. Прочитайте разговор Филина с Зайцем. Почему Филин просит Зайца уйти из этого леса? Смогут ли все зайцы стать такими как наш герой?

Физкультминутка

На полу у каждого рабочего места лежат звездочки жёлтого, красного и синего цвета.

Дети, встаньте, потянитесь, посмотрите вверх. Светят ли там для вас звёзды? А справа? Слева? Тогда закройте глаза и приготовьтесь нырять. Присели, открыли глаза. Теперь видите звёзды? Взяли в руки одну из них и встали. Взяли звёздочку обеими руками за лучики и втянули руки перед собой. Подняли руки со звёздочкой вверх. Пробежали глазами по лучикам звезды справа налево, а потом слева направо. Положили звёздочку на край стола и тихонько сели.

Инсценирование фрагментов  сказки.

    Послушайте, пожалуйста, как читает эту сказку актёр Алексей Васильев. Прочитайте фрагменты встречи Зайца и Волка, Лисы и Зайца, Зайца и Филина про себя. Инсценировка фрагментов. Дети воспроизводят слова так, как запомнили, не заучивая дословно. В конце сказки наступила осень. Чего испугался Заяц в осеннем лесу? Прочитайте. Как объяснил Чёрный Омут причину страха? Прочитайте. Отчего всем страшно? А нужно ли бояться, что время улетает, как осенние листья? Пройдёт осень, а что дальше? Всё ли пройдёт? Так надо ли бояться того, что время проходит?

Итог урока.

В одной песне есть такие слова:

Будут снеги гулять по зиме.

Летом радуга в небе повиснет.

Будут дети идти по земле.

Вот оно – продолжение жизни!

    Что подтверждают эти слова? Можете ли объяснить, почему писатель назвал сказку » Чёрный Омут»? Чему она научила вас?

Рефлексия

Возьмите в руки свои звёздочка и поднимите на такую высоту, которая бы показала какое у вас сейчас настроение. А если считаете, что мы впустую потратили бесценное время, то опустите звёздочки на пол.

Домашнее задание.

Откройте дневники, положите туда свою звёздочку. Вы её заработали. Запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки, рабочая тетрадь с. 77

Ученикам, которые активно работали, вручаются медальки.

Используемая литература:

поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой / автор – составитель С. В. Николаева  – Волгоград: Учитель, 2008 г., ww w.  yandex. ru . 1september. ru «Фестиваль педагогических идей»

Автор материала: Павлова Ольга Ивановна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: