Урок окружающего мира в технологии РКМЧП по теме История русских имён3 класс

Цель: Вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения своего имени.

Задачи:

Актуализировать и упорядочить знания детей о русских именах, углубить представления учащихся по данной теме в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП. Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, анализировать и сравнивать, обобщать полученную информацию и делать выводы; развивать устную и письменную речь. Создать условия для формирования познавательного интереса по изучаемой теме, воспитывать чувство гордости и уважение к своим именам, коммуникативные качества учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, дети –

Лучшие на свете!

Прозвенел для вас звонок,

Начинать пора урок.

Стадия вызова

Загадка

    Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку: На воле не тонет, в огне не горит, в земле не гниет? (Имя) Обменяйтесь своими предположениями в парах. (Это имя. Если человек погибает, но его имя помнят. Имена знаменитых людей, живших в прошлых столетиях, мы знаем и в наше время.)

Сообщение цели урока. Предметом нашего исследования будут имена. Стратегия «Вопросительные слова» Работа в парах:

Напишите в правую колонку двухчастной таблицы понятия, связанные с темой, а в левую часть – 8 вопросительных слов. Сформулируйте вопросы, сочетая элементы обеих колонок. Выберете из них самые интересные, на которые вы не знаете ответов и озвучьте для всего класса. Примерные вопросы:

    Какими были древнерусские имена? Что означали древние имена? Когда и откуда пришли на Русь наши современные имена? Как правильно выбрать имя новорожденному? Какие значения имеют современные имена? Что означает мое имя?

Прием «Бортовой журнал»

    Чтобы найти ответы на ваши вопросы, мы отправимся в путешествие. Все наблюдения по этой теме мы будем записывать в «бортовые журналы». Все исследования будем проводить в парах. Подумайте и обсудите, что вы уже знаете об именах людей, запишите в левую графу таблицы свои предположения на составленные вами вопросы. Заполнение первой графы таблицы. Бортовой журнал. Предположения Новая информация

Стадия осмысления

Заочное путешествие

    Закройте глаза, а теперь откройте. С помощью нашего компьютера мы оказались в прошлом. Какими были древнерусские имена? Что они означали?

Слайд 1. Древние русские имена людей были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи, рода. В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было. Оправдались ли ваши предположения? Запишите в правой колонке журнала, что нового узнали об именах людей Древней Руси. Если предположения оказались верными, то поставьте «+», если нет, то «-«.

Логическая игра

Возьмите на ваших партах из конверта большие листочки. Внимательно прочитайте древние имена и подумайте, по каким признакам они сгруппированы.

    Мал, Бел, Косой, Светлана (внешность); Добр, Молчан, Умник, Несмеяна (характер); Первуш, Серединка, Вторуня, Последыш («номер»); Ждан, Любим, Милуша (радость); Заяц, Кот, Гусь (звери); Зима, Суббота, Дорога (место, время рождения); Муковоз, Кожемяка, Рыбак (профессия родителей).

Возьмите в конверте разрезные полоски с другими именами, наклейте их в соответствующий ряд, в зависимости от их значения.

Рябой, Третьяк, Буян, Лиса, Веснянка, Ончутка, Дьяк.

Проверка работы. Какое имя вы затруднились отнести к какой-либо группе? (Ончутка, т. е. Черт)

Прием «Инсерт»:

    Прочитайте в учебнике на странице 98 статью «Как рождались имена в далекой древности», делая на полях пометки: «V» — уже знал, «+» — новое. О какой еще новой группе древних имен вы узнали? (Имена-обереги, охраняли от сглаза).

Обсудите в парах, запишите новую информацию в «дневники исследователя».

Продолжение путешествия

    Когда и откуда пришли на Русь наши современные имена? Сделаем запрос в нашем компьютере.

Слайды 2, 3, 4. В конце X века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, делавших набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор Взаимопомощи с императором Византийского государства. Чтобы военный союз был прочным, от киевского князя потребовали согласия на «крещение Руси». Князь Владимир принял такое условие. Обряд «крещения» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку, чтобы смыть старое языческое имя. Так Несмеяны, Буяны, Муковозы стали Аннами, Василиями, Евдокиями. Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.

    Запишите новую информацию в свои «дневники исследователя». Сравните с вашим предположением.

Инсценировка стихотворения

    Как правильно выбрать имя новорожденному? Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим инсценировку стихотворения Юрия Благова.

Дед, старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Говий…, Муций…, Свен…, Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовем посовременней:

Гелий…, Атом…, Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон.

С целым импортным набором

Эдвин…, Мельвин…, Сельвин…, Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает. И сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой…, Сысой…, Кузьма…, Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

    Выскажите предположения: почему ребенку выбрали имя Петр? (Назвали в честь дедушки или Петра I, а может быть, он родился в Петров день).

Слайд 5. По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был близок ко дню рождения ребенка.

    Как выдумаете, день рождения и именины – это одно и то же? (Нет, именины – церковный праздник, когда отмечают память одного из святых, а день рождения – день появления человека на свет).

Поисковое задание

    Какие значения имеют современные имена?

Работа в группах. Задание: в «Словаре русских личных имен» найти сведения об имени Петр (I группа), Светлана (II группа), Дмитрий (III группа). Из какого языка заимствовано? Какое значение имеет? (Для исследования даются такие имена, каких нет у детей в классе).
Проверка работы. Проверьте свои предположения и зафиксируйте новую информацию в своих «бортовых журналах».

Рефлексия

Возвращение к теме урока. Напишите тему нашего урока, чтобы каждая последующая буква была на отдельной строке. Охарактеризуйте тему с помощью прилагательных так, чтобы каждая характеристика начиналась с соответствующей буквы новой строки.

И – интригующая, интересная
М – многогранная, мыслительная
Я – яркая, ясная

Сопоставление двух частей бортового журнала.

    Какие ваши предположения оказались верными? Что нового об именах людей узнали на уроке? На какие вопросы не смогли найти ответы? (Что означает мое имя?)

Домашнее задание: исследовать свое имя. Выяснить, почему родители вас так назвали, из какого языка заимствовано, что означает, день ваших именин. Выход на новую тему:

    Попрошу девочку нашего класса по имени Ольга помочь мне собрать словари. (Встают все тезки). А как узнать какую Олю я имела в виду? (Нужно назвать ее фамилию). Ребята, наши фамилии будут предметом исследования следующего урока. К следующему уроку подумайте, а что бы вы хотели узнать о русских фамилиях. Свои вопросы вы можете вложить в уголок «Почемучки». Спасибо всем за прекрасную работу на уроке! Желаю успехов в исследовании своих имен.

Автор материала: Рыбакина Татьяна Ивановна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: