Урок — деловая игра «Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи»

Цели:

    повторить всё, что знают дети об имени существительном. закрепить знания о грамматических особенностях имени существительного, их роли в предложении. развивать речь учащихся. воспитывать любовь к сказкам А. С.Пушкина.

Ход урока.

Постановка  учебной задачи.

    Ребята, мы закончили изучать тему «Имя существительное». Сегодня мы должны с вами построить город Существительных, все признаки этой части речи расселить по своим улицам, домам. Языковым материалом урока будут служить тексты из произведений великого русского поэта А. С Пушкина.

Работа над значением имени существительного как части речи.

    Итак, начинаем наше строительство с центрального города, его кремля. Кремль в нашем городе символизирует основное значение имени существительного, его смысл. Что же обозначают имена существительные? Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Послушайте знакомые пушкинские строки и назовите по памяти встретившиеся имена существительные.

Ветер по морю гуляет 

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах 

На поднятых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(Заселяем Кремль-ученик-строка)

(Учащиеся доказывают принадлежность этих слов к имени существительному)

    Почему автор, говоря об одном и том же предмете, использует в одном случае слово кораблик, а в другом — корабль?

Упражнение в различении собственных и нарицательных имён существительных.

    Вспомните названия сказок А. С.Пушкина.(у каждого ученика на парте лежит список)

Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?(Правило).

Работа в парах.

«Сказка о попе и работнике его Балде». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».Поэт А. С Пушкин.

Князь (_ _и_о_),королевич(Е_и_е_),царевна (-е-е—),работник (-а — — а),остров (-уя-),море(О-ия-),девушка(-е — — а — — а),дядька(- е — — о-о-).

(Дети расселяют слова на улицы Собственная и Нарицательная).

    Почему такое странное имя у девушки Чернавка?(Слово чернавка в народно-поэтической речи обозначало девушку, выполняющую чёрную работу).

В «Сказке о царе Салтане…» мы встречаемся со словом лебедь как именем существительным нарицательным и Лебедь-собственным.( «Улетела лебедь-птица»; «прекрасная царевна Лебедь».Пушкин выбрал это имя для царевны за её дивную красоту.

Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

    Какие ещё постоянные признаки у имён существительных?(одушевлённые и неодушевлённые). Будем строить для них улицы.

Пока я строю улицу, вы подбираете для неё жильцов. (дети вспоминают сказки А. С.Пушкина и записывают 1 неодушевлённое существительное и 1- одушевлённое; «заселяют» улицы).

Упражнение в различении имён существительных по родам.

Физкультминутка.

    Пока вы отдыхали, я построила ещё 3 улицы, как мы их назовём?(ул. Женского, Мужского, Среднего рода). (Ж. р.-она, моя;М. р.-он, мой;Ср. р.-оно, моё). На доске предложения из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» и «Сказки о Царе Салтане…».

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в серебристых облаках.

Глядь-по верх текущих вод

Лебедь белая плывет.

    Какой поэтический образ возник у вас? Почему поэт сравнивает луну с лебедем?

(Рисуя мирную картину парка, залитого лунным светом, поэт не случайно сравнил луну именно с лебедем, т.к. в пушкинские времена белоснежные  лебеди плавали во всех просторных водоёмах парка, и одним из любимых развлечений мальчиков-лицеистов было бросать им кусочки булки, нарочно захваченные  с собой из лицейской столовой).

    Расселите имена существительные по улицам.(Затруднение вызывает слово лебедь). Во времена А. С.Пушкина существительное лебедь не имело устойчивого рода, оно употреблялось как в мужском, так и в женском роде.

В современном русском языке победила форма мужского рода; но употребление в женском роде не исчезло, оно сохраняется в народно-поэтической речи и в поэзии.

    А могут ли имена существительные быть общего рода?(Сказка о рыбаке и рыбке).

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, ПРОСТОФИЛЯ!»

Не сумел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше то совсем раскололось».

(простофиля — несообразительный человек, можно соотнести к лицам мужского и женского рода).

Упражнение в группировке слов по склонениям.

    Какой последний постоянный признак существительного?(Склонение). Как будем строить эти улицы?(от ул. Женского рода отходит улица 3-го склонения;ул. Мужского и Женского рода пересекает ул. 1-го склонения;ул. Мужского и среднего рода-улицей 2-го склонения). Какие существительные относятся к этим склонениям?(правило) (расселить существительные по этим улицам)-ель-ёлка, корабль-щель, Балда-верста;ВЕРСТА-русская мера длины, равная 1,06 км.

Физкультминутка.

Упражнение в различении падежей имён существительных.

    Обратите внимание на Падежный проспект, который пересекают ул. И.,Р.,Д.,Т.,П. падежей. Где он будет находиться?(в стороне). Почему? (непостоянный признак) Сколько падежей?(6) В древнерусском языке выделяли звательный падеж, имеющий значение обращения.( «Чего тебе надобно, старче?»),в современном языке этот падеж не выделяется, а обращение употребляется в форме именительного падежа. Мы проводили турнир знатоков падежей, лучшими были Мосолов Ю.,Кувшинова О.

Выдаётся эмблема победителя.

Парк множественного и единственного числа.

Обратите внимание на парк Единственного и Множественного числа. Как различать имена существительные этих парков? (ответ)

Строительство города мы закончим пушкинскими строками из  «Сказки о золотом петушке».

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!

    Что хотел сказать автор этими словами?

Из каких парков «собрались»эти слова? Могут ли они «прогуляться» в другом парке? (Все существительные, за исключением  слова ЛОЖЬ, могут употребляться и в форме единственного, и в форме множественного  числа).Слово ЛОЖЬ употребляется только в форме единственного числа.

Итог урока.

Итак, мы построили с вами город Существительных. Как вы думаете, в какой стране находится этот город? Страна речь, т.к. существительное это часть речи. Справились мы с поставленной задачей?

Обобщение по схеме-карте.

Кто же был лучшим строителем? Как вы оцените работу одноклассников?

Мы весь урок  пользовались пушкинским словарем, а сейчас я предлагаю послушать стихотворение Ватомовой А.,которое она сама сочинила и посвятила А. С.Пушкину.

(Алёна читает стихотворение).

Д/З:Попробуйте сами что-нибудь сочинить:стихи, рассказ, сказку, историю, используя всю красоту русской речи. Наверняка основная масса слов в ваших сочинениях будут имена существительные.

Автор материала: Завязкина Галина Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: