Современные инновационные формы повышения профессиональной компетентности педагога в рамках деятельности образовательных центров

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов, активизация научно-педагогических исследований, улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.

Одним из векторов президентской инициативы «Наша новая школа» является  развитие учительского потенциала. Сегодня происходит изменение парадигмы  образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности обучающегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а  развитие личности ученика.

В связи с этим в современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.  Проблему повышения профессиональной компетентности педагога решает методическая служба образовательного учреждения. Методическая служба МОУ «СОШ №10»  представляет собой многоаспектную  структуру, в основе которой – профессиональные  объединения педагогов. Профессиональное объединение педагогов – это союз учителей, объединенных выполнением единого вида деятельности, с целью достижения определенного образовательного результата. Основными функциями профессиональных объединений являются:

    Развитие профессиональной компетентности педагогов; Повышение эффективности функционирования и развития образовательных процессов в школе.

Таким образом, профессиональные объединения педагогов являются связующим звеном, основой  в системе деятельности методической службы образовательного учреждения, поэтому они представлены как постоянными действующими объединениями, так и временно действующими методическими структурами. Среди постоянных профессиональных объединений особую роль имеют Образовательные центры, созданные по циклам предметов  – «Детство» — объединение педагогов начальной школы, «Вектор» — объединение педагогов математики, информатики и физики, «Человек. Природа. Гармония» — объединение педагогов естественнонаучного цикла, «АиФ» — объединение педагогов филологического цикла. В структуре методической службы ОУ активно функционирует объединение педагогов  по профилю образования  — творческое объединение педагогов дополнительного образования. По виду воспитательной работы действует ШМО классных руководителей. Вышеназванные профессиональные объединения позволяют наиболее полно и точно отразить содержание методической  деятельности нашего  образовательного учреждения. Существует в структуре методической службы МОУ «СОШ №10» Школа молодого специалиста  и  Школа передового педагогического опыта.  Существуют и хорошо себя зарекомендовали и временно действующие методические структуры, возникающие на определенный временной период, с целью решения  определенных педагогических задач, так называемые временные научно-исследовательские коллективы, способные инициировать ведение экспериментальной работы в ОУ и обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационных процессов. К ним относятся:  

    проектные команды, разрабатывающие программы локальных экспериментов, концепцию или новый проект, новую модель, т. е. программу системного преобразования с изменением его миссии, статуса, предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса, технологии обучения, воспитания и развития, а также системы управления (проектная команда по проблемам создания  и сохранения здоровьесберегающей образовательной среды в ОУ); модульные команды, занимающиеся и обеспечивающие функционирование и развитие одной из подсистем (модулей) в рамках конкретного проекта (изучение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов, данное объединение функционирует на базе начальной школы); лаборатории, ведущие научно-практическую работу над одной существенной проблемой, имеющей ключевое значение, как для теории, так и для практики обучения и воспитания в  школе (профессиональной объединение  «Комп-Ас»); целевые, проблемные или творческие группы, объединенные на основе единства интереса к какой-то проблеме (проблемные группы, возникающие при подготовке к педагогическим советам, методическим совещаниям, Дням методической учебы).

Деятельность данных профессиональных объединений во многом обеспечивает созданный в школе библиотечный медиацентр, в котором подбирается и систематизируется методический материал — тематические разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки, организуются библиографические картотеки по различным разделам педагогической науки, накапливается раздел  электронных пособий и др.  Деятельность профессиональных объединений  не ограничивается обеспечением традиционной образовательной практики.  Все профессиональные педагогические объединения, функционирующие в системе деятельности методической службы МОУ «СОШ №10» отличаются разнообразием подходов к содержанию, целям, задачам и направлениям своей деятельности, но объединены своим предназначением, а именно быть центральным звеном в удовлетворении профессиональных потребностей педагогов.  Деятельность профессиональных объединений  способствует повышению квалификации педагогов,  ориентирована на актуальность методических потребностей субъектов образования и на необходимость функционирования образовательного учреждения в режиме развития.

Таким образом, профессиональные объединения педагогов являются основой  в системе деятельности методической службы образовательного учреждения, поэтому они представлены как постоянно действующими объединениями, так и временно действующими методическими структурами.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. От учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет образовательный  процесс.  Современное общество требует от учителя включения всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации. Исходя из этого тема  работы школы: «Влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к экономическим условиям региона, самоопределение в отношении будущей профессии». В соответствии с этим деятельность педагогов направлена на необходимость внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода,  что нашло отражение в темах самообразования педагогов  Медведева Л. Н., учитель технологии  — «Формирование общекультурной компетенции обучающихся  через выполнение творческих заданий на уроках технологии», Дружинина А. И., учитель биологии  — «Применение ИКТ в процессе обучения биологии», Чернобай Л. А., учитель химии  — «Пути реализации компетентностного подхода в обучении химии». Содержание деятельности над темами самообразования способствует реализации потенциальных творческих  возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии.

В рамках деятельности образовательного центра созданы условия для роста профессиональной компетентности каждого педагога, развитию восприимчивости педагогов к новшествам, повышению уровня новаторства и творческой активности.   В МОУ «СОШ №10» разработана модель повышения профессиональной компетентности педагогов, которая включает в себя как традиционные,  так и  инновационные  формы повышения профессиональной компетентности педагогов. Среди традиционных, позволяющих реализовать свой профессиональный потенциал каждому педагогу образовательного центра,  в системе деятельности методической службы образовательного учреждения представлены следующие: курсы повышения квалификации, теоретические семинары, дни методической учебы, педагогические советы, взаимопосещение уроков, наставничество над молодыми педагогами. В  современных условиях  обновления содержания образования использование только традиционных форм повышения квалификации педагогов является недостаточным, поэтому усиливается  приоритет  инновационных форм, таких как: практико-ориентированные семинары, презентации педагогического опыта, представление материалов для публикаций в сборниках научно-практических конференций различного уровня, участие в вебинарах,  дистанционное обучение в методических мастерских. В  2009-2015 учебном году  педагоги школы приняли активное участие в обучении  по программе дистанционной методической мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» (АНО «Центр развития молодежи»), в рамках которой педагоги выполнили шесть практических заданий разного уровня сложности. Итогом работы мастерской стала разработка компетентностно-ориентированных заданий, которые имеют большое значение в рамках внедрения компетентностной модели образования. Педагоги центра принимают активное участие в работе временных научно-исследовательских групп – «Комп – Ас», «Перспектива»,  целью которых является, внедрение ИКТ в образовательный процесс,  ведение экспериментальной работы в ОУ и обеспечение научно-методического сопровождения инновационных процессов в рамках внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов.

Эффективность деятельности образовательного центра во многом зависит от сотрудничества педагогов, которое проявляется во взаимопомощи и поддержке, индивидуальных методических консультациях, обмене методической литературой, доброжелательном  общении, что способствует созданию положительного микроклимата.

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов подтверждается результатами  мониторинга качества образования обучающихся, а так же  их  успешным участием  в  интеллектуальных и творческих  конкурсах различного уровня:  муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, городская  НПК «Первые шаги исследователя»,  городской краеведческий конкурс «О, край родной, край, сердцу милый», Российский открытый заочный конкурс «Познание и творчество», Международная олимпиада по основам наук (УрФО)  и др.

Успешность  деятельности педагогов  МОУ «СОШ №10» подтверждается  наградами, свидетельствами о повышении квалификации, сертификатами, представленными в портфолио учителя, что свидетельствует об их высокой профессиональной компетентности.

Современный педагог не может развиваться без освоения новой практики образования, т. е.  без  организованного в образовательном учреждении инновационного процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому состоянию.

Автор материала: Тетерина Екатерина Юрьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: