Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка

Д. Сантаяна

“Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.

Ш. А. Амоношвили.

Семья, по мнению В. Н. Худякова, является “тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни”. В Конвенции о правах ребенка сказано: “Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к окончанию  школы он уже  формируется как личность. Как этого достичь? Что представляет собой современная семья? Об этом пойдет речь в данной методической разработке.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Главная задача классного руководителя при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

В условиях сельской школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь  новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно стремится  к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы. Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества – родительские собрания, консультирование родителей педагогами и психологами – выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень. 

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.

Задачи:

    включение родителей в совместную со школой воспитательную деятельность; правовое просвещение родителей; оказание помощи родителям в семейном воспитании; оказание родителями материально-финансовой помощи школе; совместная со школой организация социальной защиты детей; организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Для изучения семьи составляется анкета, которую классный руководитель заполняет в ходе беседы с родителями. Основные параметры ее таковы:

общие сведения о родителях (год рождение, образование, специальность, место работы), социально-бытовые условия, материальная обеспеченность, дети (родные, опекаемые, их количество), условия проживания детей, воспитательные характеристики родителей, хобби семьи, увлечения.

В воспитательной работе на основе анкетирования родителей и учащихся разработаны:

    образ выпускника школы, концепция воспитательной работы, программа гражданско-патриотического воспитания, программа профилактической работы, родительский комитет школы и положение о его работе.

Самой эффективной групповой формой работы с родителями является родительское собрание, которое проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника,  если  за основу взять  наказ педагога В. А. Сухомлинского: “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание”.

Классный руководитель  должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Нужно делать все, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Работу направлять на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.

 Реализация работы  идет по совместно составленной программе  “Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы”. (За основу взята  программа Тишиной Л. А. УВК №1832 г. Москва).

Основной целью программы является  предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.  Программный материал подразделяется на пять блоков. 

1-й БЛОК  “Я – Я”  Я в общении с самим собой. 5 класс. ЗАДАЧИ: помочь почувствовать и раскрыть собственную уникальность; помочь осознать изменения, произошедшие при переходе на вторую ступень обучения; формировать умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение; помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.

2-й БЛОК  “Я – ДРУГОЙ”. Я в общении с другим. 6-7 класс. Задачи: формирование навыков восприятия и принятия мнений и суждений сверстников; учить умению соотносить свои желания с возможностями других; развивать навыки владения ситуацией с разных позиций.

3-й БЛОК “Я – ОБЩЕСТВО”. Как я общаюсь с общественными институтами. 8 класс.

Задачи: формировать нормы ролевого поведения; готовность к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями; формировать навыки группового взаимодействия.

4-й БЛОК  “Я – МИР”. Как я исследую этот мир. 9 класс. Задачи: интеллектуальное познание мира; понимание единства мира через: принятие тезиса “Мы – сограждане”

5-й БЛОК  “ЛИДЕРЫ”. Перспективная. 10-11 класс. Задачи: повышение уровня ответственности, самоорганизации, самоконтроля; развитие способности, которая позволяет уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.

Были определены цели и базовые принципы воспитания, среди которых  – привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу класса, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания. Чтобы взрастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Поэтому классный руководитель в работе  с детским коллективом многие проблемные вопросы, касающиеся общения детей и родителей, проговаривает вначале с взрослыми, осуществляя серьезное и целенаправленное просвещение родителей своих учащихся по проблемам воспитания. И  это просвещение  опережающее, а не констатирующее, предваряющее те трудные ситуации, которые могут назреть в семьях учащихся. Только тогда можно говорить о каких – то результатах в системе воспитательной работы.

Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса.

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально – психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. Целью семейного воспитания, по мнению В. Я. Титаренко, является “формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути”. Формирование каких  качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? По мнению В. Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:

    развитие интеллекта и творческих способностей; развитие познавательных сил; формирование опыта трудовой деятельности; нравственное и эстетическое воспитание; становление и развитие эмоциональной культуры; физическое здоровье детей.

Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания. Поэтому это мы взяли за основу своей программы. На наш взгляд, все эти задачи должны осуществляться при благоприятном микроклимате.

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным. Ведь семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, – сложнейшее из производств – производство человека. Совместная работа семьи и школы только помогает этому благородному  делу. Какие формы работы используются при этом?

Формы работы с родителями

Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно – воспитательный процесс.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения “Педагог – ученик”, “Педагог – родитель”, “Ученик – родитель”.

Основные ценности, которые привносит учитель: образованность,  целеустремленность, демократичность,  интеллигентность, воспитанность, законопослушность.

В воспитательной системе моего класса взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ  выступает как системаобразующий элемент, объединяя весь учебно –  воспитательный процесс.

Формы участия родителей в управлении ОУ:

    спонсоры; социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования; защитники прав и интересов ребенка.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Основные формы работы с родителями – тематические родительские собрания совместно с медучреждениями, органами правопорядка, ГО и ЧС, лекторий для родителей, родительские конференции, практикумы, открытые уроки,  индивидуальные тематические консультации,  рейды в неблагополучные семьи, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников

(“Вместе интересней”,  “БЭИ” и др.), концерты к Дню Матери, Дню Семьи, совместные походы).

Кроме этого применяются следующие формы работы:

    Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей). Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На родительских конференциях  обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, правовое воспитание, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции проходят с обязательным участием психолога, социального педагога, медицинского работника, инспектора ОППН. В их задачу входит проведение социологических, психологических исследований по проблеме конференции, знакомство участников конференции с их результатами Проведение бесед по различным темам, например,  “Юношеский возраст и его особенности. Возможные “кризисы” переходного возраста” (психолог), “Научите ребенка говорить “Нет”. Нет наркотикам, алкоголю, табаку, (памятка родителям) (нарколог). Также даются  статистические данные правонарушений среди подростков, их профилактика, проводятся беседы, например, “Роль семьи в правовом воспитании подростков” и другое.  Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Например, “Наказания детей. Какими им быть?”). Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Чтобы избежать проблем,  родителям необходимо посещать факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ и обязательно знакомить их  с результатами тестирования.  Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель  должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

    особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Обязательное условие – составление Акта обследования семьи. Ведение дневника наблюдений за поведением и прилежанием ребенка (если семья неблагополучная, а ребенок принадлежит к “группе риска”). Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения  организую следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Например, “Половое воспитание подростка”,  “Плохая память ребенка. Как ее развить? Классный руководитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью  библиотекаря  подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах  участвуют оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как “Детские гримасы”, “Любимая игрушка”, “Мой сказочный образ”, “Детские игры”, “Воспоминания детства”, “Фильм о моей семье”, “Моя мечта”. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке (решаются вопросы по правовому и патриотическому воспитанию; вопросы,  связанные с инфекционными заболеваниями, с табакокурением, наркотиками, с поведением в различных жизненных ситуациях, вопросы на эрудицию и другое).

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Классные родительские собрания – проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительское собрание – это  школа просвещения родителей,  расширение их педагогического кругозора, стимулирования желаний стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируем учебные достижения учащихся, характеризуем их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Темы родительских собраний могут быть следующими: “Какие мы сегодня?” Анализ анкет; “Помощь подросткам в выборе профессии (изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации) (психолог);  “Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступления родителей; Тест “Какие мы родители?”

Психологические и педагогические игры; “Эстетика семейных отношений”. Тест для родителей.

У каждого ученика есть Портфолио, где накапливаются его  достижения, а также создан индивидуальный маршрутный лист  качества обучения, анализируя  который,  школьник  стремится к  успеху. К родительскому собранию  также готовим  выставки творческих работ учащихся, их достижений  в учебной и внеклассной деятельности.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей – друзья или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские собрания по направлениям: организационная деятельность; информационно-просветительская деятельность; творческое направление; пропаганда здорового образа жизни семьи. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно – воспитательного процесса. Ведь дети учатся жить у жизни:

    если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка хвалят, он учится быть благородным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенка поддерживают, он учится ценить себя; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Тематика собраний 10 класса:

Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе. 

“Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф”. “Профилактика вредных привычек у подростков” “Нравственные законы семьи-законы жизни” . Компьютер враг или помощник? Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья. Роль родителей в воспитании у детей правовой культуры. Конфликты и пути их решения Культура общения.. Ценность образования в 21 веке “Детская шалость и нравственная ответственность” “Дом моей мечты…” (Игра)

Тематика собраний 11 класса

Мой последний год в школе (анкета для родителей и учащихся). Особенности обучения и воспитания учащихся в 11 классе, (встреча с учителями-предметниками). Психология учащихся старшего школьного возраста – психология полуребенка – полувзрослого. Влияние семейных трудовых (путей) традиций на выбор профессии старшеклассниками. Хочу, могу и надо. Итоги тестирования учащихся. Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам. Эмоционально-психологическое состояние детей. Их потребности, заботы, тревоги. Итоги тестирования родителей, (тест “Личностная тревожность”). Советы родителям “Как приготовить ребенка к будущей жизни” Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание. Впереди вся жизнь! И все-таки важно, не с кем быть, а каким быть. Анализ анкет учащихся “Последний год в школе”, “Какие мы сегодня”.

Таким образом, по результатам анкетирования родителей, обучающихся 10 класса, было выяснено, что воспитательная система класса  создает условия для создания конечного продукта – выпускника школы – творческой личности, умеющей работать в коллективе и для коллектива, здоровой и стремящейся вести здоровый образ жизни, личности, умеющей ориентироваться в современном мире профессий и самоопределяться, личности, которая имеет гражданскую позицию, любит свое государство, его историческое и культурное наследие.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т. к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т. к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 30% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача классного руководителя  – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, таким образом родители становятся активными участниками образовательного процесса: создано единое воспитательное пространство “родители – дети – учителя”; активизировалась  роль родителей как участников образовательного процесса; повысилась правовая и психолого-педагогическая культура родителей; уменьшилось количество семей социального риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон Российской Федерации “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч. издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М – 2015. С.23. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б. М. Бим-Бад., Э. Д. Днепров., Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с. – (Библиотека для родителей). Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е. И.Лунина, Н. С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 5-11 классы./Изд.-2.Москва “ВАКО”, 2005 г. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 320с. – (Педагогика.  Психология.  Управление). Титаренко В. Я.  Семья и формирование личности, – М.: Педагогика, 1987, с. 30 Заслуженюк В. С. Семиченко В. А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1996, с.36. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999, с.104.

Автор материала: Заморовская Татьяна Ивановна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: