Сочинение для старших классов школы 9 класс, 10 класс, 11 класс и профильных учебных заведений по роману Е. Водолазкина “Лавр”. Мой любимый герой современной русской литературы

Из недавно прочитанных книг самое сильное впечатление на меня произвел роман Е. Водолазкина «Лавр». Это произведение о Средневековье, которое раньше казалось мне мрачным и жестоким временем. Но после того, как вместе с древнерусским врачом я мысленно проделала путь по городам средневековой Руси, увидела быт и нравы простых людей и знати, познакомилась с образами монахов, купцов, крестьян, разбойников, мое мнение изменилось.

В центре романа – судьба главного героя. У него несколько имен. Сначала мы знакомимся с мальчиком по имени Арсений, у которого мор забирает родителей. Он остается на попечении деда – знахаря, который постепенно передает ему сведения о лечении разных болезней.

Повзрослев, Арсений влюбляется в Устину – местную девушку, которая отвечает ему взаимностью, но счастье быстротечно: во время неудачных родов Устина и ребенок погибают. Этот момент становится отправной точкой в духовной трансформации Арсения. Он как будто умирает вместе с Устиной и возрождается только через понимание, что вся последующая жизнь уже ему не принадлежит: он будет жить, чтобы отмолить души любимой и сына, которому даже не успел дать имени.

Арсений становится странником. Он идет по селам и городам, в которых свирепствует бубонная чума, помогает людям, невзирая на их положение в обществе, богатство или бедность. Для него они все – страждущие. Во имя Устины он несет им исцеление.

Автор очень натуралистично описывает, как происходило лечение больных. Арсений вскрывал их язвы, делал целебные отвары, обучал выздоравливающих элементарным правилам гигиены. Эти детали не просто передают особенности времени, но и помогают понять, как рисковал средневековый врач, находясь на волосок от смерти.

Следующим этапом духовного становления героя становится период юродства. Он находит пристанище на кладбище возле монастыря, отказывается от всех удобств, намеренно терпит лишения. Он полностью отрекается от себя прежнего и именуется Устином. К юродивым на Руси всегда было особенное отношение: их жалели, иногда посмеивались, но и боялись, и почитали. Юродивый Устин наделен даром видеть бесов и побеждать их, он предсказывает людям будущее, оплакивает их еще не совершенные грехи и снова исцеляет, принося облегчение одним прикосновением.
Большое впечатление произвела на меня часть романа, где описывается паломничество Арсения к святыням Гроба Господня вместе с Амброджио – итальянским провидцем. Период юродства к тому времени пройден, и он несет свою любовь к Устине в место, где ее душе будет дано отпущение.

На этом пути он понимает, что смерть – иллюзия, для Бога мертвых нет. Он объясняет людям, что любой грех может быть прощен, если за него принесено искреннее покаяние. Многие остаются слепы и глухи, и от этого Арсений страдает и молится за них. Другие словно оживают от его слов, укрепляется их вера. При нападении разбойников гибнет Амброджио, да и сам Арсений становится чудом спасается.

Последний период жизни главного героя проходит сначала в послушании, а потом в монашеском смирении. Послушником он принимает имя Амвросия, и в этом он видит знак – теперь он хранит память не только об Устине и младенце, но и о погибшем друге. А постриг принимает с именем Лавр, и это тоже символично, ведь лавр в природе – вечнозеленое целебное дерево.

Восприятию духовного становления главного героя через лишения и трудности помогает композиция романа и некоторые детали, раскрывающие понимание автором времени, о котором он повествует. Например, меня удивило, что Арсений и Устина гуляют в средневековом лесу и видят оттаявшие пластиковые бутылки, а высотник, устанавливающий скульптуру ангела на шпиль здания в Санкт-Петербурге, наблюдает гибель Амброджио в пустыне. Это сделано намеренно, чтобы показать, что время не линия, а спираль, и на каждом витке мы движемся вверх и можем оказаться близко к точке в пространстве, которую считали очень далекой.

Вот и история Лавра в финале подтверждает нелинейность времени. Он принимает роды у деревенской девушки, изгнанной соседями. По возрасту она могла бы быть их с Устиной внучкой. Став духовным отцом ей и ребенку, Лавр защитил их от мести темных людей и вернулся в точку, которая раньше казалась невозвратной – по неопытности допустив гибель любимой и своего ребенка, сейчас он в такой же ситуации помог. Символично, что молодая мать, проснувшись утром, видит мертвого Лавра под деревом с младенцем на руках, словно и после смерти он оберегает ее и сына.

Благодаря образу Лавра, я поняла, что можно отдать свою жизнь кому-то, совершая добро от его имени. И это добро не исчезает, а остается в памяти людей, которые получили помощь, в их молитвах, в книгах, легендах и житиях святых.
Наше время чем-то похоже на то, в котором живут герои Е. Водолазкина. Там была чума – мы сейчас переживаем серьезную эпидемию коронавируса. Многое из описанного так похоже на наше время! Самонадеянность или равнодушие с одной стороны, героизм и самопожертвование – с другой. Мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитало как можно больше людей. Я уверена, что Лавр стал бы одним из любимых героев для многих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: