Социальный проект как средство самореализации младших школьников

Настойчивое продвижение общества по пути демократических преобразований делает актуальным вопрос соответствия педагогической науки динамике жизни. Обозначилось обращение к гуманистическим идеалам, когда основами образования становятся его внутренние ценности: развитие, сотрудничество, самоопределение и др. Изменение критериев оценки человеческой деятельности в сторону их гуманизации определяет возрастающую роль личности во всех сферах ее жизнедеятельности и выражается в разнообразии способов ее проявления.

Как следствие сказанного, в поле зрения педагогической мысли “обнаружилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой – то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно” [Н. Б. Крылова]. Личность ученика при этом рассматривается как субъект собственного развития, а не средство реализации школьных планов и программ.

В такой ситуации определяющей становится гуманистическая направленность, выражающаяся в процессах “самости”. Относительно самореализации это особенно значимо, поскольку “человека можно заставить принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя” [Л. Н. Коган].

Актуальность проблемы иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации “Об образовании”, подчеркивающим “необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации” [Раздел II, статья 14].

В этой связи практической педагогикой признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации.

В “Концепции модернизации российского образования на период до 2015 г.” определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и гуманизма.

Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Гуманизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее  развития и проявляется в ее активно – деятельностной самореализации на благо Отечества.

Гуманизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной начальной школе является формирование гуманизма, толерантности и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие гуманизма и патриотизма  включает в себя:

Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; Уважительное отношение к языку своего народа; Заботу об интересах Родины; Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; Гордость за социальные и  культурные достижения своей страны; Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Описываемый педагогический опыт вписывается в деятельность МОУ – кадетской школы № 95, являясь неотъемлемой частью самореализации младших школьников.

В рамках этой программы целесообразно проводить  часы интересного общения на темы: “Друг в беде не бросит”, “Я – будущий кадет”, “Дорогие мои старики”, “Верные сыны России”, организовывать встречи с ветеранами войны и труда, проводить праздники: “Посвящение в юные кадеты”, “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Твои защитники”, участвовать в конкурсе инсценированной песни “Тебе, моё Отечество”. Дети активно самореализуются в таких мероприятиях, как: уроки – диспуты “Что такое толерантность?”, КВН “А, ну-ка, мальчики!”, рыцарские турниры. Учащиеся с удовольствием принимают участие в выставках рисунков и детского творчества “Недаром помнит вся Россия” и  в выездных экскурсиях к святым местам боевой славы.

Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. В кадетской школе реализован коллективный проект “Доброта спасет мир”

Для успешной реализации проекта были поставлены следующие цели:

Воспитание у детей толерантности. Вовлечение  каждого участника в данный проект. Формирование активной гражданской позиции.

На мотивационном этапе этого проекта был проведен классный час на тему “Доброе сердце” с просмотром видеоролика о жизни детей – инвалидов в пансионате № 1.Ребята задумались над тем, как тяжело жить людям с ограниченными возможностями и им захотелось внести свой вклад, а решение этой проблемы.

На втором этапе была спланирована деятельность учащихся начальной школы по выполнению проекта. Ребята участвовали в следующих мероприятиях:

    Благотворительные акции: “Пятачок”, “Одна упаковка = одна вакцина” (помощь детскому дому “Малютка”). Оформление Дерева добрых дел Сбор пожертвований и изготовление новогодних игрушек для детей инвалидов. Посещение пансионата № 1 для детей – инвалидов с концертной программой и вручением благотворительных подарков. Участие в заключительном этапе городской благотворительной акции “Пятачок”.

На третьем этапе выполнения проекта (информационно – операционном) дети выяснили, сколько организаций и отдельных граждан занимаются благотворительной деятельностью, для чего проводятся благотворительные акции, куда и на что идут собранные средства.

Результатом рефлексивно – оценочного этапа стало оформление фото альбома “Доброта спасет мир”.

Результатом реализации проекта явились многочисленные отзывы самих детей, их родителей, благодарственные письма из благотворительных фондов, от администрации дома –  инвалидов, публикации в СМИ.

За время работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, приобретали опыт общения. Но каждый шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело.

Разработка подобных социальных проектов – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через  самореализацию в гражданско-нравственном воспитании. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, определяется социальная позиция ребенка, повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развиваются социальные навыки младших школьников в процессе коллективной деятельности, приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности.

Таким образом, гуманизм и толерантность формируются в процессе социализации и воспитания школьников.

Список литературы.

Гревцева Г. Я. Воспитание гражданственности у школьников средствами общественных дисциплин: Монография – Челябинск: Образование, 2003. – 204 с. Гревцева Г. Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск: ЧГПУ,2002.- №6 Журнал “Начальная школа” № 5 2008г. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика.- 2006. – № 5. Лесняк, В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика.- 2006. – № 5. – С. 110-114 Фиофанова, О. Школьное самоуправление и социальное взросление подростков //Воспитание школьников.- 2008. – № 7. Социальное проектирование в воспитательной работе школы; А. С.Прутченков, Л. Ю.Иванова; Практикум; М.: Новая цивилизация, 1999. Социальные творческие проекты в школе; Н. В.Белобородов; М.: Аркти, 2006.

Автор материала: Князева Наталья Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: