Сочинение «Санин — характеристика литературного героя»

САНИН — герой романа русского писателя М. П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип — человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления Санина. Герой — индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени».

Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. «Так сказал Заратустра», 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью». Проповедуя, С. не обнаруживает страстности Заратуст-ры, который ему «скучен».

В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л. Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания». Реакцией на появление в печати романа о С. явилось огромное количество статей и книг, ему посвященных. Критики разделились на два лагеря. Одни, как И. П.Баранов, горячо приветствовали С. — певца «свободы» от веками давящей рутины и «символ грядущей силы».

Другие, как Г. С.Новополин и А. П.Омельченко, предавали его анафеме, называя «диким зверем», «социальным паразитом», утверждая, что С.— герой порнографического романа, наследник героев действительно порнографических романов 80-х гг. XIX века. Против романа и его автора было возбуждено несколько судебных дел. Но Д. В.Философов еще в 1909 году писал, что здесь речь идет не о похоти, а о «скорби пола». После «шедевров» порнографического бума, захлестнувшего Европу в XX веке, очевидно, что С.— всего лишь реакция на пуританство в литературе. С.— герой перелома времени, межвременья. Суть образа С. — в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души.

Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л. Н.Толстого и Ф. М.Достоевского. При умалении высшего начала низменное преобладает, превращая человека в существо хуже зверя. Но при замалчивании проблем плоти или при неумелом аскетизме плоть заявляет о себе, приводя человека к уродливой форме жизни. Сила образа С. заключается в привлечении внимания к тому, что пришло время вернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.— герой отрицания, знающий, как «не надо», пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова «зверь» и «тварь» по отношению практически ко всем персонажам.

Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни. Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть — единственное «естество» человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию «Антихристианина» Ницше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: