Сочинение «Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром»)»

«И наконец Россия, именно Россия избирает новый, никем, никогда неопробованный путь, и с первых же шагов слышна ее поступь по миру…»А. Толстой. «Хождение по мукам»Что бы ни говорили о революции 1917 года, как бы о ней ни отзывались, какие бы мнения ни существовали на ее счет, революция эта в России была величайшим событием, перевернувшим весь ход истории человечества. Практически ни один известный писатель не обошел эту тему стороной. Не были исключением Исаак Бабель и Александр Фадеев.Сборник рассказов «Конармия» и роман «Разгром» написаны примерно в одно время, в 20-е годы нашего века, сразу же после революции.

Авторы сами были непосредственными участниками этих событий, поэтому могли с полной уверенностью говорить обо всем, что видели.Казалось бы, рассказывают писатели об одном и том же — о гражданской войне. Они оба смотрят на нее с позиций большевиков. Почему же их произведения так отличаются друг от друга?

Когда я прочитала роман Фадеева, не скрою, в душе осталось светлое чувство надежды на что-то хорошее. Левинсон говорит в конце книги: «…Нужно было жить и исполнять свои обязанности». Он и окружающие его партизаны верят в прекрасную будущую жизнь. Они хотят бороться за нее, готовы все отдать, только бы построить коммунизм. Но все же, хотя сам Фадеев и писал, что его герои не идеальные, а совершенно обычные люди, нельзя не заметить, что они романтизированы писателем.

У Бабеля же встречаешь действительно живых людей, со всеми их достоинствами и недостатками.О главном отличии произведений этих двух писателей, на мой взгляд, можно сказать так: Бабель видит отрицательные стороны революции и не замалчивает их, а Фадеев считает, что цель революции оправдывает средства, которыми можно достичь ее, оправдывает «кровь по совести», по выражению Достоевского.Вот Фадеев пишет о командире отряда: «В эту минуту он почувствовал себя силой, стоящей над отрядом. Но он готов был идти на это: он был убежден, что сила его правильная». Левинсон «не считался ни с чем», он хотел сохранить отряд любым путем, даже не беря в расчет жизни отдельных людей, и автор с ним согласен.Бабель же показывает жестокость революции, далеко не одобряя ее. Его герой Гедали высказывает мысли писателя о том, что революция не должна приносить горе, страдания бедным людям, потому что она делается именно для них: «А революция — это же удовольствие. И удовольствие не любит в доме сирот».

Гедали приходит к выводу, который сделал и сам автор: «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». По Бабелю — порой это действительно так.У Фадеева же нет сомнений: все, что делают большевики, — хорошо, все же остальное — плохо. Нельзя сказать, что те, кто защищает революцию, совершают насилие: все их поступки — и убийство Фролова, и разорение семьи корейца — оправданы великой целью.

Бабель ничего не утверждает в своей книге, он только задает вопросы, но не отвечает на них. Писатель показывает наряду с героизмом грубость и даже жестокость солдат конармии Буденного по отношению к мирному населению. Все они, «обагренные убийством», причастны к насилию и разрушению. А это нельзя ничем оправдать, никакой великой целью.Казаки, служившие в армии Буденного, ненавидели местных жителей только за то, что у них был другой быт, язык, культура, презирали их за принадлежность к другой национальности, за то, что они евреи, поляки или украинцы, за то, что они хотят сохранить прежний уклад жизни. Так было на самом деле, и писатель не скрывает этого и не оправдывает своих героев.Вместо «сладкой революции» люди увидели и испытали всю жестокость гражданской междоусобицы. Насилие стало обычным делом.

Человек видит много, очень много крови ни в чем не повинных людей. Для него не остается никаких запретов, он уже ничего не боится, его ничто не сдерживает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: