Сочинение «Рецензия на произведение В. П. Астафьева Царь-рыба (3)»

В этом году я познакомилась с удивительной книгой — сборником новелл Виктора Петровича Астафьева “Царь-рыба”.Это повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончае-мости мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца.Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке.Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в памяти самой близкой и прекрасной.Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы.

В “Царь-рыбе” поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных.Так, например, в новелле “Капля” автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на “заостренном конце продолговатого ивового листа”.Капля у автора повествования — это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока — реки жизни.Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь.Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выраженная писателем в “Капле”.

В книге “Царь-рыба” есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней.Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности.

Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелыйрыбак.Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы.Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится “сраму”, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игна-тьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на “доисторического ящера”, “глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе”.Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних “козявках” и “выонцах”, он с удивлением называет его “загадкой природы”.С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то “зловещее” показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что “одному не совладать с этаким чудищем”. Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!”Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств.

Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: