Сочинение «Поэма Реквием А. Ахматовой как выражение народного горя»

Неужели никому из них (новым поколениям)не суждено величайшая радость: читать,например,”Медного всадника”, восхищаяськаждым ритмическим ходом, каждой паузой,каждым пиррихием?Корней Чуковский“Только вот поэтов, к сожалению, нету — впрочем, может, это и не нужно”, — писал В. Маяковский. А в это время прекрасных поэтов, которые служили искусству, а не классу, травили и расстреливали. Видимо, не считал за истинного поэта Владимир Маяковский и Анну Андреевну Ахматову. Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в разводе!

Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложному обвинению он был арестован. “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде”, — вспоминает Ахматова в предисловии к “Реквиему”. Жутким ударом, “каменным словом” прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына.

В 1946 году выходит “знаменитое” ждановское постановление, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары, прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные произведения.Вполне можно согласиться с Паустовским, что “Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны”. Анализировать такую сложную вещь, как поэма “Реквием”, трудно. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно.

Сначала небольшой словарь. Лирический герой (героиня) — образ поэта в лирике, как бы “двойник” автора-поэта. Это способ выражения авторских чувств и мыслей.Соотношение между лирическим героем и поэтом примерно такое, как между литературным героем и реальным человеком (прототипом). Сравнение — сопоставление двух предметов и явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, соединенных союзами так, как будто, словно, будто и другими. Но может быть и бессоюзным, например, у Ахматовой: “И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград”.

Эпитет — художественное определение. Оно выражает часто отношение автора к предмету путем выделения какого-то наиболее важного для этого автора признака. Например, у Ахматовой “кровавые сапоги”. Обычное определение (кожаные сапоги) не будет эпитетом.Метафора — употребление слов в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, в чем-то сходные. У Ахматовой: “А надежда все поет вдали”, “Легкие летят недели”.

Метафора — это как бы скрытое сравнение, когда не называется предмет, с которым сравнивают. Например, “желтый месяц входит в дом” — метафора. А если бы: “желтый месяц входит”, как гость (призрак и т. п.), то сравнение.Антитеза — противопоставление: оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления.

“…И мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек” (Ахматова). Гипербола — преувеличение, основанное на том, что сказанное не следует понимать буквально, оно создает образ. Обратным гиперболе будет преуменьшение (литота). Пример гиперболы: “Еле в стул вмещается парень. Один кулак — четыре кило”. Маяковский.Главная мысль поэмы “Реквием” — выражение народного горя, горя беспредельного.

Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: