Сочинение «Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»»

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальныхПотрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда людиЗабывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободнымТворчеством и жизнью.Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжалиТворить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. ИсточникомВдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этогоСтавшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, такКак она знала, что только в России может она творить, что именно в РоссииНужна ее поэзия:Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам».Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихиПоявились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем годуВышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова былаПоставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, аВо многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза БлокаОказалась повенчана с музой Ахматовой.

Герой блоковской поэзии был самымЗначительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзииАхматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов БлокаВо многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является вБесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историюЖенского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, АхматоваСумела написать поражающие духом обновления строки:»Все расхищено, предано, продано,Черной смерти мелькало крыло,Все голодной тоскою изглодано -Отчего же нам стало светло?

«Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя подЗнамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мираПродолжалось всю жизнь.Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,Оказывается основным нервом, идеей и принципом.

Это любовь.Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себяВ любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятымВременем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получаетДополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельнойОпасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирическойНовелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологическогоСюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной(«Город сгинул», «Новогодняя баллада»). Обычно ее стихи – начало драмы, илиТолько ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь онаОпиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:Слава тебе, безысходная боль,Умер вчера сероглазый король.…А за окном шелестят тополя:Нет на земле твоего короля».

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:»О нет, я не тебя любила,Палила сладостным огнем,Так объясни, какая силаВ печальном имени твоем».Мир поэзии Ахматовой – мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат вСтихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сынОкажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последнейСвободой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: