Сочинение «Обличение браконьеров и браконьерства (по произведению В. П. Астафьева Царь-рыба)»

«Царь-рыба» — обширное произведение, состоящее из отдельных рассказов. Каждый из этих рассказов — отдельная история. Но все они объединены одной общей идеей, во всех звучит один и тот же вопрос: каким же должен быть настоящий хозяин земли — земли как поля и Земли как планеты?Выражая свою неудовлетворенность происходящими в человеческом обществе процессами, отношением людей к окружающему их миру природы, высказывая тревогу, беспокойство о нравственных мотивах поведения героев, писатель задает себе и нам «злые вопросы», требует задуматься над тем, как мы живем, что творим и чем наши поступки отзовутся.Всю свою творческую жизнь В. Астафьев посвятил решению наиболее значительных проблем времени, поискам путей совершенствования личности, стремлению пробудить в людях чувство сострадания. И «Царь-рыбу» можно смело назвать самым великим достижением писателя в этой области.

Начав с раздумий о роли природы, об актуальных в наше время экологических проблемах, автор постепенно переводит внимание на небрежное отношение людей к этим «ничейным» богатствам. И вот уже повествование о земле, лесах, реках, полях перерастает в повествование о нас самих, о нашей душе, о нравственности, о человечности.Природа создала все живое и самого человека, и он, человек, обязан беречь и любить ее как собственную мать. К сожалению, в жизни все происходит далеко не по этим справедливым и гуманным законам. В. Астафьев, наделенный чутким сердцем и богатой душой, не мог оставаться равнодушным к проявлениям человеческой жестокости, алчности и злобы. Потому в своем произведении он обрушивается с открытой критикой и презрением на преступников против природы — браконьеров. Даже в тех случаях, когда автор не говорит прямо и не обвиняет своих героев, их образы, стильих жизни, их судьбы раскрывают перед нами истинное лицо этих людей.

Все они одинаково неприятны нам, все вызывают протест и осуждение.Стоит только взглянуть поближе на таких «видных» браконьеров, как Дамка, Грохотало, Командор и Игнатьич, тут же перед глазами отчетливо встает живописная картина жизни всего селения, подобного поселку Чуш. Здесь все жители только тем и озабочены, как бы побольше «урвать, заграбастать, унести в свою избу, в подвал, в потайную яму со льдом, которая есть почти в каждом чушанском дворе».В этой своеобразной базе браконьерства создана благодатная почва, которая взращивает всевозможных «джентльменов удачи» — капитанов-хапуг, браконьеров, девиц с жизненной позицией потребителя.Конечно же, природа для таких людей не может быть ничем, кроме как источником наживы.

Они убивают, губят животных — уже не ради поддержания, собственной жизни (в их подвалах запасов хватило бы, на несколько таких жизней), а ради спортивного интереса, ради какого-то звериного удовольствия.Таким вот вполне «нормальным» чушанцем, равнодушным к общественной работе, с детства одержимым страстью к рыбной ловле, оказывается и вроде бы собранный, трезвый человек, не хапуга, Игнатьич. Он пользуется любыми средствами, лишь бы поймать побольше и обязательно стать первым. Эти «любые средства» пришли к нему как бы сами собой, незаметно, из самого чушанского бытия, из чушанских нравов.Автор, высказывая свое острейшее осуждение поведения Игнатьича, намеренно делает его фигурой символической.

Он — тот самый царь природы, который в столкновении с царь-рыбой неизбежно терпит жесточайшее поражение. Хоть и помнил герой наказ дедушки: «Лучше отпустить ея, клятую, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее», но не мог устоять перед таким соблазном.По природе своей браконьерской не мог. Азарт рыбака брал верх: «Упускать такого осетра нельзя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: