Сочинение «Мои размышления над страницами повести Астафьева «Царь-рыба»»

В 70-х годах происходило углубленное исследование одной из важнейших проблем современности — проблемы «человек и земля». По мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все острее вставал вопрос об охране окружающей среды. Аналитическое исследование действительности в современной литературе ведется путем изображения множества сложных контактов человека с природой. Одним из наиболее характерных произведений, дающих читателю пищу для размышлений на эту тему, является повествование в рассказах В. П. Астафьева (р. 1924) «Царь-рыба» (1976).Одна из существенных особенностей творческого метода Астафьева — постоянное возвращение к своим написанным ранее произведениям. При переизданиях он правил текст, вторгался иногда в композиционные решения, изменял финал (повесть «Стародуб»).

Существовал прецедент, когда в уже созданную вещь («Последний поклон») дописывались и вставлялись заключительные главы. Многие произведения Астафьева имеют «вневременной » характер, ибо они создавались на протяжении многих лет («Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба»). В произведении (назвать его можно очень условно и романом в новеллах, и повестью, и циклом рассказов), состоящем из серии различных эпизодов, объединенных единой мыслью и лирическим пафосом повествования, изображен ряд колоритных образов, проанализированы различные стороны взаимосвязи человека с землей на основе совершенно конкретных жизненных ситуаций. Главный герой у Астафьева — хранитель земной красоты и «человеческого в человеке». В этой связи раздумья о человеке на земле, о его нравственных возможностях представляют собой своеобразную лирико-философскую стихию, на фоне которой разворачиваются сюжетные события.В повести «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого выступает Игнатьич — мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик и истинный рыбак.

Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам, отношение с некой долей снисходительности и превосходства. Именно эти качества, хотя и не выказываемые им открыто, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.Сам автор говорит об Игнатьиче: «Был он родом здешний — сибиряк, и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом не ломать, или, как здесь объясняются, — не давать себе на ноги топор ронить». Однако разбираться в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные определения: «отрицательный» или «положительный» герой.

Итак, первая мысль, возникающая при прочтении рассказа, это «характер Игнатьича очень противоречив». Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью. Мне кажется, что Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам. И действительно он добился всего сам; только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигнув всего, так и остался сам по себе.

Я считаю, что в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами. К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно, Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности. Поначалу это было незаметно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе. По этому поводу он думал так: «Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: