Сочинение “Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?”

Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный “блоковский” оттенок “жизни в безжизненном”. Блок наделял способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению. Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки — числа, цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”. С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий: Черный вечер. Белый снег…

Черное, черное небо… Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами: Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек…

В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства. При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый – монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа: Впереди — с кровавым флагом, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: “трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” — все это музыка революции, атональная и неритмичная.

Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!.. Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Также число “двенадцать” — это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа.

Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании: .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: