Сочинение «Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира»

Современники поэта Александра Александровича Блока и более поздние исследователи его творчества, вновь и вновь обращаясь к поэме Двенадцать, задавались неизменным риторическим вопросом: Как мог человек, воспитанный в духе дворянских традиций XIX столетия, посвятить поэму тем, кто насильственным, варварским способом эти традиции искореняет Подобное недоумение вполне объяснимо, ибо во время революции и после нее творческая интеллигенция повсеместно воспринималась как художественный проводник идей буржуев и кулаков.Да и сама революция по замыслу ее теоретиков и практиков в своей программе минимум должна была привести к установлению диктатуры пролетариата, что подразумевало вполне однозначное отношение ко всем остальным слоям населения. Так почему же поэт-символист Александр Блок воспел в своей поэме эту революциюНа самом деле ответ на этот вопрос Блок заложил в самой поэме Двенадцать. Музыку революции, которую слышит поэт, он пытается передать читателю посредством стихов. Блок говорил: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию. Революция, по мнению Блока, прекрасна! Несмотря на охватившие страну ужас и хаос, все это суть очищение, через которое просто необходимо пройти России.

И если смотреть на поэму сквозь призму подобного восприятия событий, то уже не покажется странным, что Блок столь воодушевленно описал в Двенадцати сломленность старого мира. Символ торжества мира нового дается читателю сразу, без какой-либо предварительной подготовки:От здания к зданиюПротянут канат.На канате плакат:Вся власть Учредительному собранию!.Это торжество есть свершившийся факт. Он уже не ставится под сомнение ироничной интонацией или каким-либо нелепым эпитетом.

И уже ему, этому факту, твердо стоящему на ногах пролетарской свободы не той, которая заканчивается там, где начинается свобода другого, а вседозволительной и анархичной, противопоставлены бьющиеся в предсмертных конвульсиях силуэты старого мира:Старушка, как курица, Кой-как переметнулась через сугроб. Ох, Матушка-Заступница! Ох, большевики загонят в гроб!.. А это кто Длинные волосы И говорит вполголоса: Предатели! Погибла Россия!

Должно быть, писатель Вития… Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: Уж мы плакали, плакали… Поскользнулась И бац растянулась!.. Человеческие образы, символизирующие ломающийся на глазах старый мир, нелепы и комичны. Они, подобно куклам из Театра абсурда, которых бесцеремонно дергают за нитки, заставляя совершать различные телодвижения и произносить глупости искаженными голосами, наполняют собой пустоту мыльного пузыря, а их отраженные на радужной выпуклой поверхности лики вызывают лишь горькую усмешку:А вон и долгополый Сторонкой за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед И крестом сияло Брюхо на народ.

Александр Блок, как истинный гений символизма, одним незатейливым словосочетанием продемонстрировал разверзшуюся между противостоящими друг другу мирами бездонную пропасть. Именно товарищ поп есть символ антагонистичности старого и нового, их полной несовместимости и жесточайшей уродливости в случайных сочетаниях, не вызывающей при этом ни капли жалости.Совокупность социально-нравственных ценностей в душах и умах красногвардейцев, устами которых Блок озвучивает настроения нового мира, соответствует представлениям о соотношении цели и средств для ее достижения. Если уж рушить старый мир, то жестоко, кощунственно и до основания:Революционный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую РусьВ кондовую,В избяную,В толстозадую!..

Убийство толстомордой Катьки, у которой керенки есть в чулке и которая невесть чем занята в кабаке с Ванюшей, воспринимается отнюдь не как преступление, а напротив, как деяние, направленное на укрепление нового мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: