Сочинение «Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»»

3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» была напечатана поэма «Двенадцать» А. Блока.Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму.В день первой годовщины Октября на кумачовых полотнищах читали:Мы на горе всем буржуямМировой пожар раздуем!Поэма начинается любимым образом Блока — изображением метели, символизирующей земную любовь. Вьюга становится равнозначной революционной буре. С ней связан ветер, который «косит» одиноких прохожих.

В свисте его Блок слышит музыку революции.В контрасте с белой метелью Блок изображает черное: старый мир рушится в черную бездну, черное небо раскинулось над головой бродяги:Черное, черно небо…Старый мир обречен. Он порождает только черную злобу:Злоба, грустная злобаКипит в груди…Сатирические образы «старого мира» смешны: барыня «в каракуле», трусливый «вития», говорящий «вполголоса», старушка, похожая на курицу. Жалок символический образ голодного пса, который влачит бездомное существование.

Стоит буржуй на перекресткеИ в воротник упрятал нос.А рядом жмется шерстью жесткойПоджавший хвост паршивый пес.Сливаются с ветром красногвардейцы: стихия сразу теряет враждебность. Этих людей объединяет борьба за свободу, поэтому они шагают бодро, слаженно.Свобода, свобода,Эх, эх, без креста!Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую Русь…Говорят о разном. Вспоминают покинувшего их Ваньку.

Объединяет этих людей единая цель:Мы на горе всем буржуямМировой пожар раздуем,Мировой пожар в крови —Господи, благослови!Изменивший общему делу Ванька появляется в обнимку с «толстоморденькой» Катькой.В революции он увидел возможность разбогатеть, кататься на лихачах. Он едет «с електрическим фонариком на оглобельках». Катьке подавай «шоколад Миньон».

Она отдала Ваньке свою любовь, не разглядев прекрасного красногвардейца Петруху, у которого начался из-за этого «пожар в крови». Убив Катьку, не оценившую его страстного человеческого чувства, он мстит за нее старому миру. Страшно то, что винтовка, призванная защищать революцию, становится орудием убийства.Товарищи сочувствуют Петрухе, успокаивают его:Потяжеле будет бремя,Нам, товарищ дорогой!

Красногвардейцы охраняют революционный город. «Паршивый пес», старый мир, тащится за ними, подстерегая таких, как Ванька.Двенадцать бунтарей Блока сильны, полны поэтической силы:— Не такое нынче время,Чтобы нянчиться с тобой!Они делают попытку заявить права на свободу, на счастье.В конце поэмы вся Земля становится местом действия.«Вдаль идут державным шагом», — пишет поэт о красногвардейцах.

Изображая этих людей, Блок говорит о необратимости начатого пути, о непобедимости революции.В XII главе появляется образ Христа. Он предстает перед нами «в белом венчике из роз». С содержанием произведения Иисус Христос логически не связан. «Кровавый флаг» не принадлежит Христу, так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и». Запятая после слова «флаг» стоит не случайно. В начале XII главы мы видим, что «это — ветер с красным флагом разыгрался впереди». Если бы смысл заключался в том, что Христос несет кровавое знамя, то это бы звучало оправдаем насилия. Библейский же Иисус насилие терпит, но не оправдывает его. Блоковский образ — это олицетворение мечты о справедливости и счастливом обществе.

Поэтому Христос «в белом венчике из роз» (не в терновом венце!) «и от пули невредим» (мечту нельзя убить!).Чувствуется вера А. Блока в разум и душу человека. Еще нескоро «настанет день», он ведь даже «невидим», но в том, что это будет, поэт уверен. Кровь, пролитая в революции, представляет собой зло на пути человечества к справедливой и счастливой жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: