Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Фактически полностью разрушена иерархия семейных  взаимоотношений; утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Проблема семейного воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье.

Работая с детьми младшего школьного возраста, считаю работу с семьей одной из главных.

Работу с семьей начинается до первого сентября, когда уже сформирован класс, посещаю семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей.

Набирая класс, ставлю перед собой цель:

Создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания в семье. Цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:

Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника. Выявление противоречий и проблем в использовании методов воспитания. Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребенком роли семьи в перспективе жизни человека. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.

Формы работы с родителями по духовно – нравственному воспитанию учащихся:

    родительские собрания на духовно-нравственные темы; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы); факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,  выставки детских работ; экскурсии; визиты домой; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

На первом родительском собрании идет обсуждение этого плана.

Для реализации данных задач  воспитательную работу провожу по курсу  Людмилы Петровны Стрелковой “Уроки-сказки”.

В основе преподавания учебного курса лежат рассказы, сказки, задания для родителей, и для детей. Данные задания помогают думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Книга учит детей нравственности. Начало нравственности лежит в укладе жизни ребенка, в его отношениях с близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Непросто ребенку заметить, какое настроение у близких ему людей: радостны они или огорчены, веселы или грустны, еще труднее научиться сопереживать, совершить по собственной воле добрый поступок. Может быть ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Вот здесь на помощь приходит эта книжка.

Она вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологии, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию “изнутри”, что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение. Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.

Наиважнейшим условием реализации данного курса для начальных классов является сотрудничество преподавателей, детей, родителей, в результате чего возникает сплоченный коллектив, преображающий не только детей, ради которых все это было предпринято.  Кроме этого, на занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. В этом процессе участвуют в равной степени все – дети, родители, педагог.

Первые уроки по данному курсу  провожу вместе с родителями. Начало данной книги начинается с предисловия только для взрослых, где даются рекомендации к методическому материалу.  Далее при дальнейшей работе  к каждому тексту даются задания для родителей, которые они вместе с ребенком должны подготовить к следующему занятию.

Изучив очередной блок произведений проводим совместные мероприятия. Одно из таких мероприятий “Тепло родного очага”. Основные цели данного мероприятия:

    Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому – домашнему очагу; Формировать уважительное отношение детей к своим родителям, к  своей семье; Воспитание чувства любви и гордости за свою семью; Перед проведением данного мероприятия велась подготовительная работа. Вместе с родителями ребята находили пословицы о семье, проявляли творчество в рисунках  и поделках “Семейные радости”, учащиеся писали сочинения “Моя семья”. Одно из заданий на данном мероприятии: “Строим фундамент”.

Учитель:

На чем должен стоять дом? (на фундаменте)

Верно!

Задание 1. Откройте конверты №1. Выберите те слова-кирпичики, которые лягут в основу вашего фундамента, в основу вашей семьи. Обоснуйте свой выбор.

1группа: вера, любовь, злость, недоверие.

2 группа: взаимопонимание, терпимость друг к другу, грубость, оскорбления.

3 группа: взаимоподдержка, помощь, наказание, жадность.

(Ребята вместе  с родителями работают с карточками, правильные вывешивают на схему дома)

В фундамент заложим 

любовь и терпимость, веру и дружбу,

Чтоб строился дом и стоял бы, как нужно

На мероприятии “Как милы мне родные просторы”, в выходной день был организован поход в лес, где родители были активными участниками праздника. На классный час “Труд земной” были приглашены родители, которые рассказали о своих профессиях и кроме этого мы совершили экскурсии на предприятия этих родителей. Мы побывали в столовой у Гребенчук Ольги Владимировны – мамы Рыбникова Романа. Здесь ребята побывали в кондитерском цехе, цехе для приготовления закусок и горячих блюд. В больнице – у мамы Олеси Новиковой –  Валерии Владимировны. Валерия Владимировна рассказала ребятам и продемонстрировала различные лечебные процедуры. На почтампе у бабушки Шуевой Дарьи мы побывали на сортировке и увидели, как готовятся к отправке в разные края России письма, посылки и бандероли

Хорошее влияние на духовно-нравственный климат в семье оказывают совместные поездки на экскурсии. Сейчас планируем поездки на экскурсию в г. Смоленск в музей “Смоленский лен” и музей  “Русской сказки”.

Мною проведены родительские собрания на тему: “Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей”. В канун Рождества Родители Ершова Никиты провели подготовительную работу с детьми и ходили по семьям, исполняя колядки.

Родительские собрания стараюсь проводить в разных формах это и лектории, и круглые столы, организую работу в группах, собрания проходят в виде диалога с элементами ситуационной игры и т. д. Различные формы работ привлекают родителей. Стараюсь дать каждому родителю задание по подготовке собрания. Самыми лучшими и посещаемыми собраниями являются совместные вместе с детьми.

Работая с родителями необходимо не забывать, что вся эта работа должна быть в системе и родители должны быть непосредственными участниками процесса.

Уже к концу третьего  класса заметна активность родителей в проведении тех или иных мероприятий. Родители все чаще проявляют интерес к проведению собраний.

Также изменяются взаимоотношения учащихся в классе. Изменяется палитра эмоций и чувств ребенка, дети выражают аргументированное  обоснование своим положительным и отрицательным эмоциям и чувствам в оценке поведения и поступков своих сверстников.

Считаю что работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.

Список использованной литературы:

Аксаков С. Т.Детские годы Багрова-внука. – М., 1986; Анциферов Н. П. Из дум о Былом: Воспоминания.- М.:1992; Бунин И. А Собр. соч. в 9 т. – М.: 1966. Т 6.: Жизнь Арсеньева. Юность; Зайцев Б. К. Заря /Земная печаль: Из 6 книг. – Л., 1990; Зинченко В. П. Человек в пространстве времён. [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://hpsy. ru/link/8.htm, свободный; Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1995; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – нач. XIX в. в.).- СПб., 1994; Набоков В. В. Собр. соч. в 4 т. М., 1990. Т.4. Другие берега; Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых лет. М., АСТ, 2004; 10.Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы.- М., 1987;

Автор материала: Клюшина Елена Валентиновна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: