Шевелите мышкой, педагоги, или чем заняться после уроков? (заметки учителя-словесника)

В какой форме сдавать школьные экзамены? Можно ли оставлять неуспевающих учеников на второй год? Нужен ли наряду с “бумажным” журналом и дневником электронный дневник? Почему-то все эти “школьные” вопросы решают люди, явно далекие от школы и школьных проблем.  “Школьные” вопросы решают политики, юристы, чиновники…  Только учителя как бы ни при чем: никто их мнения не спрашивает. Вот и внедрение в школьный процесс электронного дневника получилось, на наш учительский взгляд, очень неуклюжим, тяжелым.

Кто-то, безусловно, получил хорошие деньги за плохую программу.  Не учитывалось мнение тех, кто должен с этой программой ежедневно работать, не учитывалась специфика учительской работы и, наконец, не учитывался объем рутинной работы с бумажной документацией, которую никто не отменял.

Назначение этой статьи – показать, как в реальности обстоит дело с сервисом “Электронный дневник” в школе, чтобы всем стало очевидно, что он нуждается в корректировке.

Скоро двадцать лет, как я работаю в школе учителем русского языка и литературы. Мама, бабушка и дедушка – учителя. Прабабушка была членом  орловского общества по борьбе с беспризорностью  “Друг детей”, с Н. К.Крупской переписывалась. Я люблю свою работу, люблю литературу, люблю своих учеников. Но мне, как и многим учителям, очень мешает бюрократизация процесса обучения и воспитания в школе.

Как много времени и сил, нужных для творческой работы с детьми, отнимает у учителя электронный дневник! Приказ дан такой: ежедневно в кабинете информатики  выставлять все текущие оценки и “забивать” домашнее задание в каждом классе в электронный дневник, чтобы каждый родитель, придя домой, мог вечерком зайти в интернет и заглянуть в электронный дневничок. Красиво придумано, ничего не скажешь!

А пробовал ли тот, кто это придумал, сам “позабивать” электронный дневник? Например, для того, чтобы проставить пропуски уроков, я  должна подвести мышку к фамилии ученика, нажать правую клавишу, в появившемся окне выбрать “пропустил (а)”, затем подвести курсор к середине экрана, где появится новое “окно”, выбрать причину пропуска: уважительная – по болезни – прогул – неизвестная (не промахнуться на “опоздал  (а)”),  два раза щелкнуть, затем нажать “ОК” и, наконец, вернуться мышкой к списку учеников. 

Напомню, что при этом не только не отменялась работа с бумажными документами, а еще и  добавилось кое-что.  То есть я должна на своем уроке быстро отметить отсутствующих,  проставив “Н”.  И это несравненно быстрее, чем в электронном дневнике.  Затем, после всех уроков, просмотреть все предметы, которые были, допустим, в понедельник в моем воспитательском классе, и отметить в конце журнала количество пропущенных в этот день уроков каждым из болеющих,  спящих или прогуливающих детей. Все это было всегда, и это вполне разумно.  Разумно, но недостаточно для чиновников! Ведь несколько лет назад  в учительской появился специальный “Журнал пропусков”. Ежедневно мы обязаны его заполнять, а именно: записывать фамилии учеников, пропустивших уроки, отметив причину; рассказывать (письменно) о принятых мерах, если это был прогул;  зафиксировать, какие документы (справка, заявление) подтверждают, что это НЕ ПРОГУЛ.

Я привела лишь пример ежедневной возни с пропусками уроков. Мне кажется, что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять:  по крайней мере половину этой работы мы делаем зря. А нужна-то не бумажно-электронная рутина, а разговор с оболтусом и звонок родителя: “Как не был в школе?!  Дима-а! Ну-ка иди сюда, классная звОнит!”

Вернемся к электронному дневнику. “Ах, это же так просто, если делать каждый день!” – говорят мне. Однако оценка за сочинение, изложение, за проверенную тетрадь (чиновники, конечно, не знают, сколько времени уходит на проверку тетрадей) появится в течение недели. И в течение недели я буду выставлять колонку оценок за стихи наизусть. Возвращаемся на неделю назад…  Кстати, он еще и зависает, наш электронный дневник. Сидим, ждем “открытия” новой даты. Не забудьте проставить “номер урока в дне”, то есть каким он был по счету, и поставить галочку в клеточке “урок выполнен”. Ведь вам, дорогие учителя, заняться больше нечем! Вы, по мнению обывателя, пришли в три часа домой и свободны! Не надо готовиться к урокам, придумывать что-нибудь интересное, искать в интернете, как Пастернак читает свои стихи, а Фролова поет песни на стихи Мандельштама. Вообще, дети обойдутся: были бы чиновники довольны; никто и не узнает, как скучно у вас на уроках – была бы пройдена программа. Не надо ездить на экскурсии и в театры, репетировать с учениками Гоголя и тем более ехать в музей Некрасова; не надо общаться с детьми, разбирать их драки и ссоры, устраивать для них праздники, разговаривать с ними о жизни и пить с ними чай… Нет, после уроков есть более важное дело: шевелите мышкой, педагоги, заполняйте груду бумаг – документация должна быть в порядке!

Ах, как много возможностей для учителя несет компьютер! Сколько хорошего иллюстративного материала можно найти, как разнообразить урок! Здорово, что на литературе можно показать  шестиклассникам фрагменты мультфильма “Левша” по сказу Лескова, а на русском –  “В стране невыученных уроков”. А  как удобно обмениваться опытом с коллегами! Или вот, например, мы от руки пишем  17 списков (по количеству учебных предметов) из 25-30 фамилий и полных имен в “бумажном” классном журнале. Могли бы их печатать легко в любом количестве. Но нет! Бумажные документы остались такими, как 50 лет назад, к ним прибавились новые и новые бумажки да еще… электронный дневник!

Между тем по-прежнему необходима постоянная кропотливая работа учителя с обычными “бумажными” детскими дневниками: и выставление оценок, и контроль за записью домашних заданий (я убеждена, что именно с ребенка, а не с учителя родители должны спрашивать запись домашних заданий), и  замечания,  и поощрения…  Ведь этот дневник смотрят все родители, а электронный один – два,  редко пять родителей в классе! И это в Петербурге…

Да, процедура регистрации в сервисе “Электронный дневник” оказалась не каждому понятна и удобна. Да и интернет, как ни странно, не у каждого.  К тому же в бумажном  дневнике оценка появится явно раньше, чем в электронном. 

Говоря словами автора афоризмов с 16 стр. “Литературной газеты” Геннадия Малкина, “расставим все точки над ё”.  Мне кажется, было бы разумно, если электронный дневник действительно необходим, “забивать” его лишь для тех родителей, которые написали заявления и пользуются этой услугой. Сделать его более удобным в заполнении. Убрать из него все лишнее. Упростить процедуру регистрации для родителей.  Безусловно, должен быть сокращен объем работы учителя с бумажной документацией – не должно быть такого, что раньше мы заполняли только бумажные документы, а теперь и бумажные, и электронные!

Приходится признать, что ситуация с внедрением сервиса “Электронный дневник” еще раз показала неуважение чиновников к учительскому труду, к личности учителя. Нам как бы говорят: делайте, что приказано, а рассуждать – это не ваше дело.

Вспоминаются рассуждения Достоевского о каторжном труде в “Записках из мертвого дома”:  именно каторжным, ненавистным труд  делает не тяжесть, непосильность  работы, а ее бессмысленность, “ненужность”.

Удивительно, что такие простые мысли не приходят в головы тем, кто распоряжается нашей школьной жизнью. Удивительно, что мы, учителя, все покорно терпим, ворчим, но выполняем. Так и просятся строки Саши Черного:   

Слишком много терпеливых,
Неуверенных, плаксивых.
Робких, маленьких, забитых,
Растерявшихся, разбитых…
Слишком много.
Слишком много паразитов,
Фарисеев, иезуитов,
Губернаторов, удавов,
Патриотов, волкодавов…
Слишком много.

Нина Владимировна Филипенко, учитель русского языка и литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: