Сценарий праздника русских народных ремесел «Льняница»

Цель: 

Приобщение учащихся к традициям русских народных праздников.

Задачи: 

– создать условия для формирования интереса к русским народным ремеслам,  фольклору.

– развить творческие способности воспитанников.

– создать условия для сотрудничества, общения, сотворчества:педагог-учащиеся – родители.

Подготовка к празднику :

1.Сбор экспонатов для выставки.

2.Разработка сценария.

3.Подготовка ведущих  к проведению праздника (Скоморохи).

4.Подбор литературы и музыкального оформпения.

5.Изготовление сувениров, сундука, куклы Параскевы.

6.Приготовление карточек с названием ремесел, предметов быта.

7.Закупка призов.

8.Оформление класса.

План проведения праздника:

1.Встреча, приветствие гостей.

2.Проведение праздника:

– рассказ ведущего о праздниках Кузьминки и Параскевы-Льняницы.

– инсценированный рассказ о русских народных ремеслах.

– проведение игр, конкурсов:пословиц, скороговорок, загадок, частушек.

– награждение участвующих призами по ходу проведения праздника.

– подведение итогов-украшение Параскевы 

Ход праздника.

Ведущий:

– Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Приглашаю  вас на праздник наш. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими  темными вечерами, да с грудами замершей земли. Не зря в народе  этот месяц назывался Грудень, и поговорку придумали: “Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца”.

Много интересного вы сегодня узнаете о осенних праздниках.  

Вспомним 2 из них-Кузьминки  и Параскевы-Льняницы.

Праздник Кузьминки связан с именами  2 братьев, святых Кузьмы и Демьяна, которые оберегают и помогают мужским ремеслам, в первую очередь-кузнецам. Считается, что  они обладают одним из важнейших кузнечных орудий-молотом и  помогают при ковке плугов для возделывания земли. Этот праздник-день всех ремесленников.

Праздник святой Параскевы связан с покровительством женщин и всего женского пространства:материнства, семьи, дома, ремесел. Именно женщина хранительница традиций русского народа. Она может вязать, шить, залатать прореху, красиво вышить, обустроить домашний очаг. Параскеву почитали как великую труженицу. Вот и к нам она сегодня пришла, да не с пустыми руками(рядом стоит сундук с экспонатами ремесел).

Скоморохи: появляются

  – Здравствуйте, детушки малые, да люди  добрые! Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться, да русские ремесла припомнить. Смеха вам, веселья, но еще и уменья.

Показывают кукол-скоморохов, сшитых на  предыдущих занятиях. Вот уменье, так уменье, мы их всем показывали, всем про них рассказывали, а теперь время пришло о народных ремеслах послушать.

1 скоморох-достает из сундука гребень, веретено, прялку, показывает.  Загадывает загадку о веретене. Рассказывает о предметах из сундука, которые нужны для ручного прядения.

–  Ручные гребни существовали  для расчесывания волокон, которые скручивались при помощи веретена, и прялись на прялке. Ручное прядение известно давно, оно  распространено везде, кроме Крайнего Севера, где носили меховые одежды.

2 скоморох-показывает ткацкий станок, загадывает о нем загадку. Рассказ о тка честве :ткацкий станок-одно из наиболее древних орудий труда  человека

– Ткачество одно из самых древних ремесел. Для ткачества  широко использовали лен. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно – его пололи,  дергали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали. Псковский лен славился во всей Европе.-“Русским шелком” его называли.

Вопрос присутствующим –  что делали изо льна? (простыни, скатерти, полотенца, рубахи).

Демонстрация вещей. Проведение игры “Длинная коса”.

3 скоморох – загадывает загадки о вязании, демонстрирует вязаные вещи и рассказывает о вязании.

– Ремесло в России появилось в конце 18 века,  старшие ткали или пряли, а те кто помоложе вязали. Главное орудие вязальщиц –это спицы и руки, которые обеспечивали всю семью теплыми вещами. Показывает образцы вязанных вещей, задает  вопрос о количестве спиц,  задействованных при вязании данных  изделий.

Проведение игры  “Размотай клубок”.

1 скоморох-загадывает загадку про хлопок, иголку. Демонстрирует полотенцес с выиивкой.

– Как только человек научился делать вещи, он начал  их украшать.  Уже в древности люди поняли,  что вещи нужны не только для пользы дела, но и красоты. Вышивка насчитывает века. Для Руси характерна вышивка крестом, гладью. Загадка об утюге.

 Проведение игры “Куда ниточка, туда и иголочка”.

2 скоморох – показывает изделия из бересты, спрашивает из чего сделаны изделия? Загадывает загадки о березе.

– Плетение лаптей – одно из самых  древних и необходимых крестьянских дел,  заранее  готовили бересту, лыко, колодку по размеру ноги и плели из бересты лапти, а чтобы лапти носились дольше вплетали лыко. Лапоть плесть – раз в сутки есть,  а старые ковырять-с голоду умирать.

 Проведение игры  “Достань лапоть”.

Скоморохи

– А теперь предлагаем вам себя показать, других посмотреть. Переброситься частушкой, посоперничать  в потехах и забавах.

Ведущий:

– Погоди честной народ, отдохни немножко,

 Вот Потешница идет, поразвлечь немножко.

Появляется Потешница, проводит конкурсы:

– кто больше знает пословиц 

Скоморохи проводят конкурсы:

– частушек

– скороговорок

Вместе организуют русские народные игры:

– колечко

– Тетера

Итог праздника:

Ведущий:

– Дорогие наши гости и ребята, вот и заканчивается праздник, во время которого все получали призы, за ваше умение, старание, ловкость.

Так давайте уважим Параскеву и украсим ее своими поделками 

 Украшение Параскевы.

Скоморохи прощаются:

Эх, Ероха, Ероха! Сидели бы мы дома,

Точили бы веретена!

Не увидели бы праздника такого,

Не веришь? Не верь.

Открой лучше дверь!

Всем домой пора пришла,

Мы прощаемся, пока!

Скоморохи забирают детей и уходят.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.Конкурс загадок.

Загадки загадывают скоморохи по ходу рассказа о ремеслах.

Веретено – чем больше я верчусь, тем больше я толстею.

Ткацкий станок – ногам тревога, по животу дорога, а на коленях ярмарка.

Лен – паренек синеглаз, нам рубашки припас.

Клубок ниток – маленький, кругленький, а за хвост не поднять.

Спицы, вязание – две веселые сестрицы на все руки мастерицы:

Сделают из ниточки носки и рукавичечки.

Хлопок – легкий, а не пух, мягкий, а не мех, белый, а не снег, но оденет всех.

Иголка – быстрая, блестящая, мастерица настоящая, за труд не требует наград, весь мир ее обновкам рад.

Утюг – в полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед, а за  ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Береза – зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.

– Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней, май сережки дарит ей

2.Конкурс частушек:

– Мы веселые ребята интересно все живем

Про народные ремесла вам частушки пропоем.

– Дайте лен, дайте лен, дайте 40 веретен.

Стану прясть –попрядывать, на дружка поглядывать.

– Шила милому рубаху вышла рукавица,

Посмотри мой дорогой, какая мастерица.

– Моя прялка не прядет, колесо не вертится,

Что-то милый не идет видно долго сердится.

– Шила, шила сарафан, исколола пальчики,

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики.

– Сидит заяц на осине плетет лапти вечерком,

Чтобы наши грибники не ходили босяком.

– А у нас милашка Дашка, рукодельная была

В решето коров доила, кочергой полы мела.

– Мы не все частушки спели, знаем много их втроем,

Приходите в гости снова, мы другие вам споем.

3.Бой скороговорок:

  Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать,

  Приз получит только тот, кто 2 раза без запинки

  Фразу вслух произнесет.

Скороговорки:

– Сшит колпак, да не по-колпаковски.

– Ткет ткач ткани на платки Тане.

– Пекарь Петр пек пироги.

– Раз дрова, два дрова, три дрова.

4.Конкурс пословиц.

Потешница начинает пословицу, а ребята должны продолжить.

– длинная нитка,  ленивая швея

– за всякое дело берись умело

– штопай дыру, пока не велика

– каков мастер, такого и дело

– семь раз отмерь, один раз отрежь

– поспешишь – людей насмешишь

– делу время – потехе час

5.Конкурс “кто больше знает” .

На доске написаны названия русских ремесел и оборудования к ним. Желающие выхо-

дят к доске, и зачеркивают лишние слова:

– ткачество, вязание, вышивание, плетение, прядение, резьба по дереву, гончарное дело, пение

танцы, вождение и т. д.

– прялка, гребень, веретено, ткацкий станок, шило, колодка, иголка, электрический утюг, спи-

цы, крючок, мел, лопата, кочерга, веник и т. д.

6.Игры.

– ДЛИННАЯ КОСА,
Участники игры (детские команды) должны быстрее заплести косичку, из заготовленных  заранее полос материала, и украсить косу бантом. Взрослые участники игры расплетают  косу :чем крепче коса заплетена,  тем труднее ее расплести.

Указания к проведению :играют 3 детские команды по 3 человека, и 3 команды взрослых  по 2 человека. Самое главное – аккуратность, т емп. В этой игре у детей развиваются навыки плетения, внимание, память.

– РАЗМОТАЙ КЛУБОК.

Несколько клубков ниток, при разматывании которых ребята находят сюрприз, спрятанный в клубке.

Указания к проведению: играют все желающие, особый интерес вызывает у младших школьников. Основное правило – не мешай соседу.

Игра развивает координацию и мелкие  группы мышц.

– КУДА НИТОЧКА, ТУДА И ИГОЛОЧКА.

Из картона сделаны иглы, куда  нужно вдеть веревочку и завязать узелок. Победитель  тот, кто первый справится с этим заданием.

Указания к проведению: игра не требует большого пространства, может проводиться на занятиях – для отрабатывания завязывания узелка, особенно актуально для младшего  школьного возраста в первые месяцы занятий кружка.

– ДОСТАНЬ ЛАПОТЬ.

К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке, кладут лапоть на пол под стулья.2 стула стоят спинками друг к другу, игроки садятся  на стулья и по команде должны наклониться и за веревочку достать лапоть.

Минимальное количество игроков 2 человека, максимальное-все желающие. Игра на ловкость, быстроту реакции.

– КОЛЕЧКО.

Все участники праздника рассаживаются на стульях в полукруг, ладошки сложены лодочкой. Ведущий проходя мимо детей должен вложить колечко одному из играющих  в ладошки. Когда ведущий произносит слова:  “Колечко, колечко, выйди на крылечко”, ребенок должен выбежать к ведущему, а соседние игроки попытаться его задержать.

Кто успеет выбежать, тот становится ведущим игры.

– ТЕТЕРА.

Взрослые участники игры становятся в круг, берясь за руки.  Тетера (ведущая игры) проводит детей змейкой в круг, обводит вокруг взрослых со словами:

 -Тетера шла, маховая шла, шла по каменнью, по раменью, сама прошла, всех детей провела,  самого хорошего оставила.

С этими словами взрослые участники игры опускают руки и задерживают самого  “хорошего”, он становится в круг взрослых участников, а игра продолжается дальше. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Арбат Ю. А. Народное декоративное искусство. М.2ОО3.

2..Беловский Л. В.Типология русского народного костюма, М.1998.

3.Комарова С. Кукольные людиСПБ.1999.

4.Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма.

5.Назарова К. Н. Русский сувенир. М.1996.

6.Шпикалов А. Русская игрушка. М.1999.

 Автор материала: Андреева Людмила Владимировна 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: