Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

Деятельность современного учителя неразрывно связана  с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

    в профессиональной сфере (знание своего предмета); в сфере педагогической психологии; в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т. д.)

Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения, включающий применение различных форм, методов и средств научно-методического сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации, направленных на достижение поставленных образовательных целей. Среди технологий современной дидактики необходимо отметить такие, как:

    личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии; игровые педагогические технологии; технологии модульного, проектного обучения; информационные технологии и др.

Научно-техническое развитие современного общества требует от учителя освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях.

Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет – ресурсов и технологий, например:

    дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы; дистанционные конференции (семинары, вебинары); дистанционные конкурсы; дистанционные эвристические олимпиады; педагогические форумы и многое другое.

Хотелось бы более подробно представить те из них, которые помогают мне повышать свою профессиональную компетентность.

Участие в профессиональных сетевых сообществах.

Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к новостям в образовании, возможность представить на суд коллег свои методические разработки, пользование ресурсами сайта — все это позволяет учителю почувствовать себя частью большого педагогического сообщества, выйти за рамки своей школы, сформировать собственный профессиональный рейтинг.

    Сеть творческих учителей  http://www. it-n. ru Интернет-портал ProШколу. ru  http://www. proshkolu. ru Электронный педагогический журнал “Большая перемена” http://www. pomochnik-vsem. ru Электронный журнал “Педагогический мир” http://pedmir. ru Методический портал  К уроку. ru  http://www. k-yroky. ru 12-й Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet. org Интернет-сообщество учителей Педсовет. su  http://pedsovet. su Профессиональное сообщество педагогов Методисты http://metodisty. ru Завуч-инфо http://www. zavuch. info Методический портал учителя http://metodsovet. su Педагогическая газета http://pedgazeta. ru

Являясь активным пользователем этих сайтов, я размещаю свои материалы и получаю доступ к ресурсам других педагогов. Это позволяет разнообразить свою педагогическую деятельность, овладеть новыми педагогическими приёмами. И, как бонус,  за размещение материалов, которые прошли проверку и были одобрены администрацией сайта, можно получить свидетельства и сертификаты.

На каждом сайте есть  педагогические форумы, которые позволяют  общаться на профессиональные и личные темы педагогам из разных уголков нашей страны и с коллегами из-за рубежа.

Дистанционные курсы, мастер-классы.

В этом году на сайте Сеть творческих учителей я прошла мастер-класс “Навигатор по порталу”, который позволил не только хорошо ориентироваться на сайте, но и приобрести массу полезных знаний и навыков в работе с информационно-коммуникативными технологиями. Таких, например, как работа с программами PowerPoint и Picture Manager, вставка Flesh-ролика и гиперссылки и многое  другое. Эти навыки я  теперь активно использую в своей работе.

Дистанционные конкурсы и олимпиады.

Интернет даёт возможность учащимся даже маленьких отдалённых школ, как наша,  участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, разнообразие которых просто поражает. В прошлом году мои ученики приняли участие в конкурсе “Русский медвежонок” (http://www. rm. kirov. ru), в Молодёжном филологическом чемпионате (Центр развития одарённости г. Пермь http://talant. perm. ru). Нынче мы стали сотрудничать с  Центром Развития Молодёжи  (http://cerm. ru), приняли участие в конкурсах “Грамотей-спринт” и “Почитай-ка”, а также с  ООО “ИРШО” г. Калининграда http://www. irsho. ru  (конкурс “Альбус” и олимпиада “Олимпус”).

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботиться о своем авторитете.

Источники:

Интернет-журнал “Эйдос” http://www. eidos. ru/journal

Автор материала: Курильщикова Наталья Валерьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: