Роль занимательности в процессе изучения чисел первого десятка

Актуальность темы

Как часто в  научно — публицистической литературе обсуждаются проблемы утраты желания учащихся начальной школы учиться. Одна из основных причин, как свидетельствуют исследования, кроется в утрате  интереса к самим знаниям и формам их получения, и, как следствие, снижение познавательной активности ребенка.

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, дети 6-7 лет находятся на переходном этапе от  ролевой игры, как ведущего вида деятельности, к учебной деятельности, что, естественно, должно находить свое отражение в  работе учителя начальной школы. Именно в этот период закладываются  основы учебных способностей,  склонностей, потребностей и интересов учащихся, где важную роль  играет занимательность в учебно-воспитательном процессе. Занимательные задания становятся не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствуют формированию основ учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов [5].

Через занимательность в сознание ученика проникает сначала ощущение прекрасного в математике, а затем, при последующем систематическом изучении, и понимание красоты ее методов [4].

«Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям» [4, с. 45].

В связи с этим проблема использования занимательности  на уроках математики в начальной школе является, на наш взгляд,  актуальной и современной.

Цель исследования — расширение и систематизация знаний о методике использования занимательных заданий на уроках математики, их роли в развитии интереса к предмету и формировании математической логики у учащихся.

Задачи исследования:

провести теоретический анализ литературы по вопросам использования занимательности в учебно-воспитательном процессе; изучить приемы составления занимательных заданий математического характера; проанализировать методические подходы к использованию занимательных заданий на уроках математики в начальной школе; провести анкетирование учителей начальных классов с целью выяснения  интенсивности использования занимательных заданий в начальном курсе математики; проанализировать методику изучения концентра «Десять» по различным программам; разработать виды занимательных заданий в процессе изучения нумерации и действий над числами первого десятка.

Проблема использования занимательности в процессе обучения не нова. Известны выступления В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова против развлекательности в обучении, характеризующемся не имеющими к нему отношения прикрасами, выступления Д. И. Писарева против потешающей педагогики, К. Д. Ушинского, с возмущением писавшего о недопустимости приносить в жертву занимательности содержание науки. Их идеи, их высказывания о роли интереса в обучении живут и развиваются и сегодня.

В настоящее время данной проблеме посвящен ряд исследований в области психологии, педагогики и методики (Ю. В. Бабанский, Н. И. Гамбург и др.).

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается индуктивно ясным. Под занимательностью на уроке математики понимают те компоненты урока математики (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у учащихся к математике и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения [1].

В дидактике и методике математики выделены и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.

    Во-первых, всю занимательность обучения, следуя К. Д. Ушинскому, принято делить на “внешнюю” и «внутреннюю», причем “внутренняя” занимательность предпочтительнее “внешней” и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться. Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; занимательные и по форме, и по содержанию. В-третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

По мнению М. Ю.Шубы, использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию [6].

Однако рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера необходимо положить два существенных свойства понятия «учебная занимательность»: связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность учащихся [5].

Получаем следующее разбиение:

    организационная занимательность; информационная занимательность; внеучебные задания занимательного характера; учебные занимательные задания.

Под организационной занимательностью будем понимать занимательность, связанную с организацией урока и лишь косвенно связанную с учебным материалом.

Под информационной занимательностью будем понимать информацию учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики.

Под внеучебными занимательными заданиями будем понимать задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

Под учебными занимательными заданиями будем понимать задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков [2].

Занимательные задания можно разбивать и дальше с учетом воздействия их на мыслительную деятельность учащихся. Эти занимательные задания могут быть как репродуктивного, так и творческого характера [6, с. 32]. Здесь важны две мысли: во-первых, мысль о бескорыстии удивления (перед тем, что непосредственно не затрагивает нашего существования) и, во-вторых, мысль о том, что привычные впечатления удивления не вызывают. В связи с этим выделяются следующие элементы занимательности, которые вызывают это богатое своими последствиями чувство удивления: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.

Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации. Иногда, как это показано в диссертации Н. И. Гамбург, даже комизм положения, курьезы, шутки способствуют активизации мысли [3].

Использование занимательных заданий, как показал качественный и количественный анализ анкет учителей, имеет место в курсе математики начальной школы. Однако данная работа носит зачастую случайный, эпизодический  характер.

Экспериментальное исследование, проведенное на базе нескольких школ г. Смоленска, показывает, что  данная работа должна носить системный характер, виды заданий должны соответствовать  возрастным особенностям учащихся, содержание заданий  — программным требованиям к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике.

Сравнительно-сопоставительный анализ методических подходов к изучению нумерации чисел первого десятка и действий над ними убедительно доказал, что практически во всех программах авторами предусмотрено использование занимательности на данном этапе работы. Более того, это одни из первых тем начального курса математики, что определяет их значимость для изучения всех последующих тем, а значит, должен быть представлен более широкий  спектр занимательных  заданий.

В связи с этим, нами были разработаны следующие виды занимательных заданий по теме «Числа первого десятка. Действия над ними»:

    Кроссворд по теме «Нумерация чисел первого десятка»; Ребусы, используемые при изучении нумерации чисел и при изучении действий над числами; «Заселяем поезд» — учащиеся вспоминают состав числа и последовательность чисел в натуральном ряду; Сказки, используемые и при изучении чисел первого десятка, и при изучении действий над числами; Занимательные задания по теме «Действия над числами первого десятка», сюда входят задания, где нужно составить выражения и равенства (например, составь выражение и найди его значение: математика … — …  и т. д.); Веселые задачки, где нужно выполнить действия над числами; Кубик – рубик, где найдя значение выражения, нужно раскрасить в соответствующий цвет кубик;

Список литературы

Антоненко В. Б. Приемы занимательности на уроках математики// Начальная школа. — 2009. — №5. — С. 55-56 Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Л. С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. Гамбург Н. И. Использование занимательности как средство повышения качества обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Н. И.Гамбург. М., 1982. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителя. / И. Г. Зенкевич – М.: 1981. Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д. Б.Эльконин. – М.: «Педагогика», 1993. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математики. / М. Ю. Шуба – М.: Просвещение, 1994.

Автор материала: Михальченкова Александра Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: