Роль начальной школы на этапе реализации национального образовательного проекта «Наша новая школа»

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы, готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Медведев Д. А.: «Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны»

    Стандарт для взрослой жизни во взрослом обществе Образовательные стандарты нового поколения

Сегодня российской системе образования необходим стандарт «взрослой жизни во взрослом обществе». Это предопределяет целый ряд требований не только к учащимся, но и к школе, учителям, организаторам образования.

Образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира. Определяемая им система образования должна ориентироваться на воспитание людей, способных нормально адаптироваться и существовать в мультикультурном современном обществе. Подобный подход позволит решить важнейшую стратегическую национальную задачу – превратить образовательный стандарт в инструмент опережающего развития образования, что, несомненно, станет ресурсом общественно-экономического прогресса, обеспечивающего реализацию ценностных идеалов российского общества, а в перспективе – залогом стратегического лидерства России в мире.

Существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем, характере и стиле педагогического процесса. Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей.

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов — это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.

Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь здесь начинает формироваться личность, мировоззрение, желание учиться. Сейчас, помимо традиционной системы обучения, существуют альтернативные. Кроме того, активно начинает использоваться различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», проектная деятельность, также появились альтернативные учебно – методические комплекты

Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответ­ствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический ком­плект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисцип­лин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учени­ков в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.

Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

Каковы концептуальные положения комплекта? В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов? Каковы особенности методики преподавания русского языка, ли­тературного чтения, окружающего мира, математики? Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться? Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?

Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики пя­ти ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в экс­перименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования:

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая

    Традиционными называют программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».

К развивающим системам относятся программы:

    Л. В. Занкова Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Наша начальная школа работает в рамках традиционной системы обучения по двум учебно-методическим комплектам:

УМК «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова) Ядром учебно-методического комплекта «Школа России» является духовно-нравственное развитие ребенка. Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.

Средства обучения для ученика (учебники и тетради) совер­шенствуются и дополняются, предлагая учителю новые формы, методы и приемы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, са­мооценки и самоконтроля).

УМК «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н. Ф. Виноградовой).

В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (познанию, общению, разнообразной продуктивной деятельности). Методика обучения при работе по данному УМК строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
На уроках преобладают задания проблемного характера, имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике, внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.

Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя

Основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

    психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых; изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося; обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией; возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.

Классификация образовательных технологий: традиционные технологии; информационные технологии.

Соответственно данной технологии учителей начальных классов (да и не только начальных классов) можно разделить на три группы:

    учителя, которые используют только традиционные технологии; учителя, которые  уверенно внедряют информационные технологии; учителя, которые пытаются использовать информационные технологии, разрабатывают уроки с использованием компьютерной техники (таких учителей с каждым днём становится всё больше).

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Новое качество образования 

Требуеся другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонент­ная среда), которая позволяет использовать текст, графику, ви­део и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобрази­тельный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный мате­риалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Учить ребенка радостно, без принуждения —  возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.  Принципы информационного взаимодействия  позволяют перейти  от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более  результативным.

Формы работы с применением информационных и компьютерных технологий:

Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме   Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер. Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового.

Активное использование  компьютерных презентаций  как инструментов обучения позволяет находиться на уровне современных требований технического оснащения.

    устный счёт на уроке математике русский язык: — Игра: К именам прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные

Ребята с большим удовольствием принимают участие в разработке информационно-творческих проектов по теме «Я и дорога «, «Вышивка «, «Мир динозавров», «Наши домашние любимцы». Продукты проектной деятельности часто представляются в виде театрализованного представления.

Они развивают и раскрывают творческие способности ребёнка, учат предлагать оригинальные решения;  продуктом проектной деятельности были презентации.

В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников виде физических упражнений, физкультминуток

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровье необходимо. Это базис счастья ….  Добыть здоровье проще, чем счастье.  Природа милостива: она запрограммировала  организм с большим запасом прочности,  и нужно много стараний, чтобы этот запас  свести к нулю …. Если нельзя вырастить  ребенка, чтобы он совсем не болел, то  во всяком случаи поддерживать у него  высокий уровень здоровья вполне возможно.  Н. М.Амосов

Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу Не навреди!

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации моего любого урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки и динамические паузы.   физминутка

Провожу анкетирование  каждый год. Оно подтверждает, что школьник, не умеющий заботиться о своём здоровье, не понимающий его ценности, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (родителям, врачам, учителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи

В результате применения здоровьесберегающей технологии, снизились пропуски уроков по болезни, дети увлеклись спортом.

В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; уме­ние строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точ­ку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по об­суждаемому вопросу.

Школьник — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».

Выпускник начальной школы – какой он? :

Владеет общеучебными умениями и навыками на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования. Владеет простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Готов к формам и методам обучения, применяемым в средней школе. Ведет здоровый образ жизни

Спасибо за внимание!

Автор материала: Давыдова Светлана Геннадьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: