Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Творчество-это предугадывание результата, правильного поставленного опыта, создание усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Люди совершают каждый день массу дел: больших и маленьких, простых и сложных. И каждое дело –задача, более или менее трудная.

При решении этих задач происходит  акт творчества, находится новый путь их решений и создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, что и составляет в совокупности творческие способности. Дети обладают разнообразными способностями. Наша задача в группе продлённого дня-выявить эти способности в доступной и  интересной для детей деятельности. Я считаю, что развитие способностей-это значит вооружить детей способам деятельности, дать ребёнку в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и развития его одарённости. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии.

При  изучении данной проблемы одной из самых главных задач было выявление эффективных приёмов развития творческих способностей в условиях группы продлённого дня и их использование в своей работе.

Первой задачей, которую надо было решить-это  развитие интереса к творчеству.

Творческие игры — одно из  решений этой задачи. Творческие игры — явление многообразное. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в развитии творчества у детей. Особенно ярко это проявляется в играх-драматизациях. Творчество  детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел, развиваются ценные для детей качества:активность, самостоятельность. Формируя интерес к этим играм я проводила подготовительную работу, совместно с детьми мы знакомились с произведениями художественной  литературы, прочитывая их по ролям.

Детям это очень нравилось, затем рассматривали иллюстрации к произведениям и пробовали сделать (нарисовать) их сами. Каждый выбирал себе отрывок худ. Произведения и рисовал к нему иллюстрацию.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности рисованием и аппликацией с природным и подручным материалом.

По характеру того, что и как изображает ребёнок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. В своей работе я чаще всего испольльзую коллективные творческие работы, ставя перед собой не только формирование и развитие творческих способностей, но и воспитательные задачи по сплочению коллектива, умению ставить и выполнять общую задачу внося в эту работу каждого индивидуальность учитывая решения и творчество каждого участника, находя этому применение и обогощая общие познания, умения и развития.

Развитие творческих способностей также происходит в игре. Для этого нужны игры нового типа:творческие, развивающие.

Основной идеей этих игр является:

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи дают ребёнку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи ставятся в порядке возрастания от простого к сложному. Задания должны иметь широкий диапазон трудностей.

Игры на развитие системности мышления:

«Нелепица»-Рисуются картинки по любому сюжету и на этой картинке должно быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано то, чего не бывает на самом деле. Дети показывают, что нарисовано неверно.

«Сюрреалистическая игра»(рисунок в несколько рук)

Первый участник делает первый набросок, изображая какой-то элемент своей идеи. Остальные продолжают рисовать по очереди отталкиваясь от набросков предыдущих участников и т. д. до закон-ченности рисунка.

«Волшебная клякса»  Перед игрой на листе делают одну или несколько клякс, за тем лист складывают пополам и разворачивают. Участники по очереди рассказывают, что они видят в изображении. Выигрывает тот, кто больше назовёт изображений.

«Что на что похоже»  4-5 человек (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает игру:»То, что я загадал похоже на … и даёт слово тому, кто первый нашёл сравнение и поднял руку:Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом ветолёта, с цифрой 8 ,которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Во время самоподготовки так-же можно стимулировать творческую активность детей так, как воспитатель в это время побуждает детей к самостоятельному размышлению, всячески стимулирует его волевые усилия, развивает мыслительные способности. Для этого можно проводить развивающие занятия перед самоподготовкой буквально умственная разминка на 10-15 минут.

Задания на развитие творческого мышления (дивергентные задания) – эти задания развивают такие качества, как оригинальность гибкость, беглость(продуктивность)мышления, лёг-кость  ассоциирования.

Например:

Нарезать из цветного картона разных геометрических фигур и предложить составить из них, как можно больше фигурок животных и людей. Из разных иллюстрированных журналов и ярких кусочков ткани нарезать разной конфигурации формы и предложить составить из них панно создать картинки или арнамент. Найти, как можно больше оригинальных приминений к одному предмету(бумага, кирпич, песок, глина и т. д.) Задание:подобрать существительные и прилагательные, заклюю-чающие в себе какое-либо понятие (темнота, тепло, грустно и т. д.). Свет — яркий, ласковый, живой (солнце, костёр, лампа) Посмотри на рисунки и придумай сказку(Можно каждый придумывает эпизод сказки, продолжая рассказ предыдущего.)

Из всего сказанного можно сделать вывод:Все виды деятельности способствуют развитию творческих способностей у ребёнка, если эта деятельность вызывает сильные и устойчивые положительные эмоции, и удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Наша задача создать условия в группе продлённого дня для разных видов деятельности. Важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они преследовали цели, всегда немного превосходящие их возможности. При этом развивая и воспитывая у детей настойчивость в преодалении трудностей, помогая пережить радость победы над препятствием.

Автор материала: Базалевская Елена Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: