Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Бурно развивающиеся в дошкольные годы наглядно – образное мышление играет важную роль не только на этапах развития – оно может стать предпосылкой развития творческой деятельности взрослого человека. Творчество уходит корнями в детство. Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это “сочинение” действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы, сказки, истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.

Ценность процесса сочинительства сказки ребенком – в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.

Ученые подчеркивают главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям. (A. M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие). Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку сочинительство благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте. Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно – речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

В связи с этим мною разработана программа “Мир сказок”, которая реализуется в старшем дошкольном возрасте. Сказки – наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.

Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках.

Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными и народными сказками стал целью моего исследования.

Основная идея опыта:

В основе моей позиции лежит активная исследовательская деятельность ребенка в процессе восприятия сказки, момент его “сотворчества”, с автором. Полагаю, что “переживание”, “проживание, сказки возможность “играть” с художественным словом, делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности и это является мостиком к словесному творчеству. Процесс общения со сказкой благодаря игре становится желанным для ребенка-дошкольника.

В процессе реализации Программы “Мир сказок”, решались такие задачи как: обогащение словарного запаса детей путем образно-выразительных средств и использования лексических оборотов, пословиц, развитие литературной речи посредством включения детей в обсуждение, пересказ и обыгрывание текстов и поддержание интереса к сказке, знакомство с ее жанровыми особенностями, видами (авторская, народная, волшебная, о животных, в стихах), структурой.

Особое внимание уделено развитию способности в творческом изменении сказок посредством разработанной и реализуемой системы словесных игр, игровых творческих заданий, упражнений, направленных на словесное творчество сценариев театрализованных постановок, приемов изменения характера сказочных героев.

“Чудесный ларец”- Цель игры: Развивать творческие способности ( умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства)

Содержание игры: Для этой игры хорошо использовать сказки Д. Ж.Родорри из цыкла ” Сказки у которых три конца”: “Волшебный барабан”, “Большая морковка”, “Дудочник и автомобиль”

“Вспомним нашу сказку” – Цель игры: Развитие воображения, памяти и речи по средствам сказки. Закрепление знаний и применение в сказках цветов радуги
Содержание игры: Взрослый предлагает детям припомнить разные сказки, в которых встречается разные цвета. Например золотой. А что-бы детям было легче, прочитать отдельные отрывки ( стихи могут читать и дети если заранее их выучили). Все отрывки из разных сказок одного автора А. С. Пушкина) Можно начать со сказки “Руслан и Людмила”

У лукоморье дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

“Волшебные звездочки”- Цель игры: Развитие воображения, творческих способностей и умение придумывать и рассказывать свою сказку.

Содержание игры: Ребенку предлагается посмотреть на волшебную звездочку и придумать ей название, почему ты так назвал звездочку? В какой бы сказке он поселил волшебную звездочку, и почему она волшебная. Может ли звездочка исполнить желания. Предлагается произнести слова “Волшебная звездочка гори”. Хорошо закончить игру своей маленькой сказочкой про волшебную сказочку.

“Говорящие солнечные лучики”-Цель игры: Самопрезентация ребенком себя.

Содержание игры: Взрослый – ведущий предлагает детям имитацию солнышко – обруч с ленточками лучиками. Каждый ребенок берет свой лучит и под красивую музыку идут по кругу, музыка останавливается и лучик, которого выберет ведущий должен рассказать о себе – солнечном лучике, о своем маленьком солнечном путешествии

Развитие детского словесного творчества продолжалось в специально-созданной художественно-речевой среде: салон “В гостях у сказки”, “Клуб юного сказочника”, “Литературная гостиная”. Совместная деятельность с детьми по приобщению к культуре слушания и продуктивному взаимодействию с детской книгой осуществлялась в процессе тематических встреч с любимыми героями сказок и персонажей литературных произведений в рамках проведения “Неделя театра”, “День Волшебника”, “Неделя Книги” и др.

Эмоционально-положительное общение педагогов с детьми на основе личностно-ориентированного взаимодействия обеспечивалось включением в речь взрослых и детей метафор, сравнений, эпитетов, которыми изобилует народная и авторская сказка.

Реализация программы осуществлялась поэтапно. Первый этап пропедевтической работы направлен на развитие “языкового чутья” и заключался в развитие способности сочинять сказки, знакомство с жанровыми особенностями сказки, умение классифицировать по признакам: авторская, народная, волшебная, о животных, в стихах, в прозе.

Итогом первого этапа работы стало создание альбома с рисунками детей к сказкам, танцевально – образными этюдами по содержанию образа в движении.

Второй этап состоял в собственно обучающем и развивающем взаимодействии с детьми (сочинение сказок). На данном этапе работа проходила в подготовительной к школе группе по двум блокам:

“Введение в структуру сказки” (зачин, кульминация, развязка или концовка). Эта работа проводится также на наглядной основе – моделях “Волшебный паровоз”, “Сложи цветок-сказку” и др. “Интеграция воображения и речи”- развитие выразительной связной речи, формирование артистических умений, активизация фантазии с помощью игр, упражнений, творческих заданий.

При подведении итогов второго этапа работы на основе диагностического среза (методика Л. А. Колуновой и развитие качества творческих действий методика Н. Г. Пешковой) был выявлен уровень способности в придумывании сказки детьми и создана книга “Малахитовая книга сказок”.

Результаты целенаправленной деятельности по поиску путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными сказками указывают на необходимость использования разнообразных методов эмоциональной и творческой активизации ребенка при развитии его литературных способностей, показывают зависимость качественного роста творческой активности от индивидуальных особенностей детей.

Неоценимую помощь и поддержку в достижении позитивных результатов реализации программы “Мир сказок” нам оказали родители, которые были включены в совместное образовательное пространство в ходе реализации проекта по речевому развитию детей “Язык родной стань другом нашим мальчикам и девочкам!”.

В содружестве с родителями был создан клуб “Мы фантазеры” для совместной деятельности с детьми. Мы постарались создать в нем уют и позаботилась о том, чтобы детям было интересно. Пособия, костюмы и атрибуты к сказочным персонажам, разнообразные книги со сказками, декорации к театральным постановкам, картины, иллюстрации к сказкам, подбор музыкальной фонограммы, все это способствовало желанию детей придумывать сказки. На данном этапе создаем с детьми книгу “Солнечные лучики”, куда вошли первые коллективные сказки и сказочные зарисовки.

Клуб “Мы фантазеры” привлек родителей в педагогический процесс, в котором изменились позиции детей, нас педагогов и родителей – мы стали партнерами. На совместных заседаниях клуба дети и родители с интересом играли в игры: “Добрые и красивые слова”, “Цепочка слов”, “Знаменитый дождь…” и другие.

Совместно с родителями в нашей группе создана библиотека “Почитай-ка”, где дети могут самостоятельно выбрать интересную книгу, рассмотреть иллюстрации и пообщаться с ее героями. Родители и дети в творческом сотрудничестве со специалистами ДОУ стали участниками тематических праздников: “Книжкины именины”, “Карнавал сказочных героев”, “Путешествие в мир чудес – мир Книг”, “Чеховские встречи”, “Пушкинские вечера”. Успешно прошли мероприятия: “Сказки бабушкиного сундука”, “Вечер загадок”, “Играем в рифму”, “Играем и сочиняем” и “Вечер Юного сказочника и иллюстратора”.

В результате проведенной работы мы установили, что способность придумывать сказки в старшем дошкольном возрасте существует. Наиболее ярко и активно она проявляется тогда, когда мы руководим этой деятельностью, когда созданы все необходимые условия для развития фантазии детей, а педагоги работают заинтересованно и творчески. Словесное творчество является продуктивной деятельностью детей, проявлением самостоятельности в речевой деятельности. Сочинение, создаваемое детьми под влиянием сказки, можно определить как законченные повествования творческого характера, сочетающие традиционные сказочные элементы и реалии настоящего времени, что проявляется на содержательном и языковом уровнях. Следует отметить качественные изменения, произошедшие в речевом развитии детей, словотворчестве и способности к сочинению по реализации программы “Мир сказок”.

Одним из показателей положительной динамики в развитии дошкольников и эффективности работы по программе “Мир сказок” является ежегодное участие детей в творческих конкурсах сочинительства. Воспитанники моей группы систематически принимают участие в конкурсах организуемых районной газетой “Читай-Теленеделя” и журналами детских издательств “Деточки” и “Мамочка” г. Ростова-на-Дону

Наш интерес к творчеству детей сыграл большую роль. Многие дети стали стремиться к созданию своих сказок. Жизнь заставляет детей вслушиваться и всматриваться в окру¬жающее и вызывает желание воплощать интересные впечатления в сочинениях. Дети с желанием иллюстрировали свои сказки. Анализ детских сказок дает основание рассматривать их содержательную сторону, выделять тему, образы главных героев и действующих лиц (персонажей).

Литература.

Алексеева М. М.. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. 2000. Бахтина В. А. Художественные функции фантастики в авторской и русской народной сказке, М-Саратов,2009. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. – М. 1988. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию творческих способностей у старших дошкольников М-Просвещение,2001. Выготский С. Л. Собрание сочинений. Т4.5. Дж. Родари грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. (Третий выпуск) Дрофа,2007 Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1999. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2005. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.. 1999. Левин В. А. Воспитание творчества. (пятое издание) Знание,2015. Ушакова О. С. Словестное творчество дошкольников. Феникс,2015

Автор материала: Голдина Ирина Марковна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: