Развитие способностей детей

Общаясь с ребенком, вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример — один изведущих методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Создание предметно-пространственной  среды 

Очень важно создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное предметно-пространственное окружение, определяемое стилем жиз­ни. Эта предметно-пространственная среда, как и сам стиль вашего поведения, могут либо содействовать, либо препятствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей. Именно посредством этой среды мы продолжаем воспитывать детей в то время, когда занима­емся другими делами или находимся за пределами дома.

Заражать детей своей любовью к творчеству. Мало быть творческим самому, мало создать дома обстановку творчества, надо неустанно заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внутренней потребностью.

Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: “умный меняет своё мнение, глупый – никогда”. Есть хорошее человеческое качество — упорст­во, но, достигая крайнего предела, оно из человеческого превращается в “ослиное” — упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще “да!”. Воспитание и “ограничение” тесно связаны в обы­денном сознании. Но давайте вдумаемся, всегда ли оп­равданы те запреты, которые мы ставим ребенку. Про­анализируйте свое поведение и найдете много таких ограничений, которые не только не содержат пользы, а на­против, приносят вред.

Демократичный стиль общения

Коллегиальный, де­мократичный стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправдано стро­гий, авторитарный стиль общения хорош для воспитания “сознательной дисциплины”, необходимой послушному исполнителю. Известный английский педагог Дж. Локк в одной из своих работ очень точно отметил — “рабская дисциплина порождает рабский характер”.

Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность — основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятель­ным, конформным, нетворческим, решениям. Общаясь с ребенком надо постоянно стремиться почувствовать грань между “полезной подражательностью” и стремле­нием к некритическому копированию, конформизму.

Всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия — основные черты творческого поведе­ния. Без этого нет, и не может быть творческой личности.

Предлагайте ребенку такой материал, где сами чув­ствуете себя одаренным. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя “как рыба в воде”. Старайтесь держаться ближе к этой облас­ти. Это важно для того, чтобы ребенок видел, чувствовал вашу настоящую, искреннюю увлеченность.

Не бойтесь неожиданных вопросов. Всем известно — дети большие специалисты по части задавания вопросов. В том числе и “глупых”, с нашей взрослой точки зрения, а потому нас раздражающих. Одаренный ребенок и это делает одаренно, его вопросы еще более неожиданны, странны, смелы, а может быть даже “безумны”. Их не только не следует бояться, но напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос —

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: