Разработка урока Урок-игра по теме Млекопитающие

Цели: 

    обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих; развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование:

    задания для конкурсов: “Кто лишний”, “распредели животных по отрядам”, “Зоошутка”, Конкурс  “Художников” ,  “Звериные  фамилии”,”Заморочки  из  бочки”,  “Черты  характера”,  “Гонка  за  лидером”, “Шифровка”, “Аукцион”, альбомные листы и цветные карандаши;

Условия игры: в игре принимают участие 2  команды (, каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – “5”, за 2 место – “4   также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

“РАЗМИНКА”

Назовите отряд или семейство (если знаете, к которому относится данное животное).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Горилла Отряд: Приматы Лошадь Отряд: Непарнокопытные Суслик Отряд: Грызуны Крот   Отряд    Насекомоядные                                                                                                                                       Ехидна Отряд: Яйцекладущие(первозвери) Заяц – беляк Отряд: Зайцеобразные Слон Отряд: Хоботные Кенгуру Отряд: Сумчатые Лось Отряд: Парнокопытное (жвачное) Еж Отряд: Насекомоядные Медведь Отряд: Хищные, Семейство: Медвежьи Тигр Отряд: Хищные, Семейство: Кошачьи Дельфин Отряд: Ластоногие, Зубатый кит Морж Отряд: Ластоногие Коала Отряд: Сумчатые

Конкурс “Особенности млекопитающих”

Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.

Оценка = количеству правильных ответов.

    “КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”

Условия: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику – он продолжает рисовать и т. д. до последнего члена команды.

Оценка: 5 баллов.

    “КТО ЛИШНИЙ?”

Задание: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ.

Оценка: 2 балла.

Задание для 1 команды:

Собака, рысь, коза, корова, лошадь

(рысь – дикое животное)

Задание для 2 команды:

Антилопа, зебра, верблюд, баран, лось

(верблюд – не имеет рогов)

    “ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”

Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

    “РАСПРЕДЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ”

Задание: распределить животных по отрядам.

Оценка: 1 балл за каждого представителя.

Отряды:

    Первозвери: Сумчатые: Насекомоядные: Грызуны: Зайцеобразные: Рукокрылые: Хищные: Китообразные: Ластоногие: Парнокопытные: Непарнокопытные Приматы:

Представители:

1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик;
26-морской котик; 27-выхухоль;
28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;32-кролик;
33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.

Ответы:

    22; 38. 3; 7; 23; 28. 24; 27. 1; 4; 25; 35; 36; 37. 32; 34. 5; 20. 2; 6; 10; 15; 19. 9; 11; 31. 14; 26. 18; 21; 30; 33. 8; 16; 17; 29. 12; 13.

“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”

Условия: команды по очереди вытаскивают жетоны с номерами из “бочонка” и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано? (впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения) Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц) Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания) Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось) Какое значение имеет линька для зайца-беляка? (зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску) Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт) Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных. (в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников) Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных? (борьба за территорию, распределение пространства) Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга) Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих? (крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными) Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов) Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю. Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот) Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)

    “ЗООШУТКА”

Задание: по рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Оценка: 10 баллов. 

Ответы: Голова – оленя; шея – жирафа; тело – тигра; ноги – лани; хвост – лошади

    “АУКЦИОН”

Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.

Оценка: 5 баллов.

    “ШИФРОВКИ”

Задание: команды получают по 4 шифровки, которые за 4 минуты должны расшифровать.

Оценка: 2 балла за каждую шифровку.

Шифровки для 1 команды:

НАТУНОГРАГ (орангутанг)
КТУШНИЧА (тушканчик)
) РБЕЗА (зебра)
ГЕБЕТОМ (бегемот)

Шифровки для 2 команды:

ФЬНИЛДЕ (дельфин)
ЮРБЛЕВ (верблюд)
КСЛСУИ (суслик)
 ДАЕЛОПР (леопар

    “ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”

Условия: команды по очереди задают другим командам по 3 вопроса; если отвечающая команда даёт неверный ответ, балл получает команда, задававшая вопрос.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

    “ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”

Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.

Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.

Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару.

Задание для 1 команды:

СОБАКА – верность
ОВЦА – глупость
ЗАЯЦ – трусость
СЛОН – добродушие
ЛОШАДЬ – трудолюбие

Задание для 2 команды:

ЛИСА – хитрость
ВОЛК – кровожадность
ОСЁЛ – упрямство
СВИНЬЯ – нечистоплотность
 ОБЕЗЬЯНА – нахальство

    “ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”

Условия: за 3 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Вопросы для 1 команды:

Как называется наука, изучающая млекопитающих (териология) Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса) Самое быстро бегающее животное. (гепард) Зверь, который вьёт гнездо на траве или в кустах. (мышь-малютка) Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими) Зачем зебре такая яркая полосатая шкура? (для маскировки) Какой зверь самый крупный? (кит) Как называется напиток, получаемый из кобыльего молока? (кумыс) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл) Кто собирает яблоки спиной? Зачем? (ёж, с помощью яблочной кислоты он борется со своими паразитами) Бежали два зайца – один на гору, другой – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему? (на гору бежать легче, так как задние ноги длиннее) Почему кошка ходит бесшумно? (когти втягивает в подушки) Что такое отара? (стадо овец) Умеют ли плавать верблюды? (нет) Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как её звали? (Лайка) Это животное сулит англичанину и французу удачу, а у русских встретиться с ним – плохая примета. Кто это? (чёрная кошка) Почему добычу пушных зверей производят зимой? (мех гуще) Верна ли поговорка: “труслив, как заяц”? (заяц не труслив, а осторожен) Почему кошка часто умывается? (запах её может выдать при охоте) Что такое руно? (состриженная с овцы шерсть) Это государство является не только лидером в современном футболе, но и самой “лошадиной страной мира”. Как называется она? (Бразилия) Как называется процесс внутриутробного развития зародыша у млекопитающих? (Беременность). Выбросы земли из подземных нор крота. (Кротовины). Целебный напиток из кобыльего молока. (Кумыс). Самое маленькое млекопитающее в мире. (Малая беззубка). Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса). Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация). У хищных – когти, у копытных – копыта, а у приматов? (Ногти). Каких зубов нет у грызунов? (Клыков). Дикая полосатая лошадь. (Зебра). Сумчатый медведь. (Коала). Чем самцы оленей внешне отличаются от самок? (У них есть рога). Самый крупный грызун. (Водосвинка).

Вопросы для 2 команды:

Как называется собачье “общежитие”? (псарня) Верблюд хранит в горбах запас воды? (нет, жира) Зимой голоден, а летом сыт. (волк) Почему весной не бьют пушных зверей? (линька; размножение) След какого зверя похож на человеческий? (медведя) Самое быстро плавающее морское животное (дельфин) Какой страшный зверь ест малину? (медведь) Какой зверь самый колючий? (дикобраз) Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? (нет) Видоизменением каких желез являются молочные? (потовых) Почему говорят : “спит, как сурок”? (сурки спят очень крепко) Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему? (волки окружают добычу, а лисы и рыси подкрадываются к ней) Какой орган чувств развит у кошки? (слух) Что такое курдюк? (запас жира под хвостом овцы) Как определить возраст лошади? (по зубам) У коровы – отёл, у кошки – окот, а у свиньи? (опорос) Какой кот постоянно носит очки? (Базилио) Какие млекопитающие ядовиты? (утконос, ехидна) Что делают зимой ёж и медведь? (спят) Кто сильнее: тигр или лев? (тигр) У какого млекопитающего самый длинный язык? (у муравьеда) Кит – рыба или зверь? (морской зверь) Могут ли млекопитающие откладывать яйца? (да, первозвери) Почему белые медведи, когда охотятся на тюленей, прикрывают лапой нос? (чтобы быть незаметными, нос чёрный хорошо заметен на белом теле и среди снега) Молодые оленьи рога (Панты). Чем лев отличается от львицы? (Гривой). Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны). Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая). Домашнее зайцеобразное. (Кролик). Имя какого учёного носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе? (Н. М.Пржевальского). Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам). Самый высокоорганизованный отряд млекопитающих. (Приматы). Сколько шейных позвонков у жирафа? (7).

Отгадайте  загадку.  Кто  это? К  какому  отряду  относятся?(1 балл за правильный  ответ)

    “Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан.”  (Кит, Китообразные) “В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца.” (Крот, Насекомоядные). “Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?” (Заяц, Зайцеобразные) “Этот зверь тебе знаком: ростом с гору, ростом с дом. Уши на весу, рука – на носу.” (Слон. Хоботные.) “Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы, Смешит малышей улыбкой до ушей.” (Обезьяна. Приматы.) “Всю жизнь свою хожу в тельняшке, Но без сапог и без фуражки.” (Зебра. Непарнокопытные.) “По лесным дорожкам ходит – бродит кошка. У этой дикой кисочки на ушах две кисточки.” (Рысь. Хищные. Кошачьи.) “Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса,

Черты характера и чувства человека  – найти  пару (2 бала за правильный  ответ)

Для 1 команды

    смелый, как                             лев трудолюбивый, как                 крот (муравей, пчела) беспечный, как                       стрекоза злой, как                                   собака коварная, злая, как               змея (кобра) верный, преданный, как      собака

Для  2 команды

    хитрый, как                               лиса упрямый, как                           баран (осел, бык, козел) кровожадный, как                 шакал (волк) трусливый, как                         заяц ничтожный, как                      вошь вольный, как                          птица

“Поразмыслим не спеша”

1 вопрос – три варианта ответа, выбери один правильный и поясни его.

За каждый правильный ответ балл соответствующей команде.

Почему суслику не спится?

    боится замерзнуть; о лете вспоминает; стережет свои запасы.

У кого когти самые сильные?

    медведя; муравьеда; льва.

Почему тюлененок  растет “как на дрожжах”?

    много спит; хорошо ест; мало двигается.

Зачем зайцу большие уши?

    чтобы лучше слышать; чтобы не перегреться; для торможения на поворотах.

Названия, каких животных состоят из 2 букв?

    таких нет; у многих животных; они очень редки.

Зачем звери раны зализывают?

    чтобы быстрее зажили; просто от боли; с гигиенической цели.

Кто самый большой и самый маленький из млекопитающих?

    слон и мышь малютка; кит и бурозубка; жираф и летучая мышь.

Кто прыгает выше всех и дальше всех?

    копытные; кошачьи; собачьи.

Кто из млекопитающих самый быстрый?

    олень; дельфин; гепард.

Для чего дельфины плачут?

    для нервной разрядки; для защиты глаз от повреждений; для удаления избытка влаги.

Правильные ответы:

1.А; 2.Б; 3.Б; 4.Б; 5.В; 6.А; 7.Б; 8.А; 9.В; 10.Б;

Задание 1. Тестовые задания.

Сколько видов млекопитающих живет сейчас на Земле:

    3 тыс. 5,5 тыс. 7,5 тыс. 9 тыс.

Дикие млекопитающие распространены:

    На всех материках и островах Земли На всех островах и материках, кроме Антарктиды По всей поверхности Земли По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

Млекопитающие передвигаются:

    Только по земле Только по земле, под землей и по деревьям Только по земле, под землей, по деревьям, по льду и в воде По земле, под землей, по деревьям, в воде, по льду и в воздухе

Млекопитающие рождают детенышей:

    Только на земле Только на земле, под землей и на деревьях Только на земле, под землей, на деревьях, на льду и в воде На земле, под землей, на деревьях, на льду, в воде и воздухе

Какие млекопитающие рождают детенышей:

    Только первозвери Только настоящие звери Только сумчатые Все млекопитающие

Покрытые иглами звери встречаются в отрядах:

    Грызунов и хищных Грызунов и насекомоядных Грызунов, насекомоядных и однопроходных Во всех названных выше отрядах

Чем млекопитающие отличаются от других позвоночных животных?

    Наличием век, прикрывающих глаза Наличием хвоста Пятипалыми конечностями Наличием шерстного покрова у большинства видов

Разные виды рукокрылых питаются:

    Только насекомыми Только плодами растений Только рыбой и кровью других млекопитающих Всеми видами перечисленной выше пищи

Живущие в России виды рукокрылых питаются:

    Только насекомыми Только плодами растений Только рыбой и кровью других млекопитающих Всеми видами перечисленной выше пищи

Грызуны имеют постоянно растущие резцы в количестве:

    Одной пары Двух пар Трех пар Четырех пар

Зайцеобразные имеют постоянно растущие резцы в количестве:

    Одной пары Двух пар Трех пар Четырех пар

Конечности в виде ласт имеют:

    Только ластоногие Только китообразные Ластоногие и китообразные Ластоногие, китообразные и водные грызуны

Кашалоты глубоко ныряют в поисках кальмаров и способны находиться под водой, задерживая дыхание:

    До 15 минут До получаса До полутора часов До трех часов

Браконьеры истребляют слонов ради:

    Мяса Крупных костей Прочной шкуры Бивней

Браконьеры истребляют носорогов ради:

    Мяса Крупных костей Прочной шкуры Рога

Быстрее всех бегает:

    Волк Гепард Кулан Бегемот

Судя по внешнему облику и окраске, зебры обитают преимущественно:

    В густых тропических лесах В саваннах с высокой травой и кустарниками В песчаных пустынях На скальных склонах гор

Самые разнообразные по форме зубы имеют:

    Хищные звери Зубатые киты Грызуны Жвачные парнокопытные

Самые однообразные по форме зубы имеют:

    Хищные звери Зубатые киты Грызуны Жвачные парнокопытные

Дикая лошадь Пржевальского сохранилась:

    В Монголии В Китае В Монголии и Китае В зоопарках

Человек одомашнил больше всего видов из отрядов:

    Грызунов и зайцеобразных Хищных и хоботных Парнокопытных и непарнокопытных Насекомоядных и приматов

Представители приматов встречаются:

    Только в Африке Только в Африке и Южной Азии Только в Африке, Южной Азии и Южной Америке По всему миру

Задание 2. Вставьте пропущенное слово.

Самое крупное млекопитающее – … Самое крупное наземное млекопитающее – … Самое мелкое млекопитающее относится к отряду. Больше всего видов млекопитающих в отряде… Меньше всего видов млекопитающих в отряде… Шейный отдел у млекопитающих состоит из… позвонков. Самый быстро бегающий зверь –

Тест по теме: “Общая характеристика класса Млекопитающих”.

Выбрать один ответ из четырех:

Вариант 1.

Особенности покрова млекопитающих:

    Кожа влажная, голая, в ней много желез; Кожа сухая, покрыта перьями; У большинства кожа покрыта волосяным покровом; Кожа покрыта костной чешуей.

Сердце млекопитающих:

    Двухкамерное; Трехкамерное; Трехкамерное с неполной перегородкой; Четырехкамерное.

Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

    Дыхательной системы; Нервной системы; Пищеварительной системы; Опорно-двигательной системы.

Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

    Живорождения; Среды обитания; Вынашивания детенышей; Питания молоком.                                                                                          

Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит:

    Строение нервной системы; Наличие камер в сердце; Сходство в развитии зародыша; Наличие зубов.

Какие млекопитающие рождают детенышей:

    Только первозвери; Только настоящие звери; Только сумчатые; Все Млекопитающие.

Кровеносная система млекопитающих характеризуется:

    Трехкамерным  сердцем и двумя кругами кровообращения; Четырехкамерным  сердцем и двумя кругами кровообращения; Двухкамерным  сердцем и одним  кругом кровообращения; Трехкамерным  сердцем с неполной перегородкой  и двумя кругами кровообращения.

К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

    Строение нервной системы; Живорождение; Теплокровность; Строение дыхательной системы.

Автор материала: Михайлютенко Наталья Викторовна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: