Разработка классного часа на тему “Красота и труд – вместе идут”. Для учащихся 15 – 17 лет

Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа.

Задачи: познакомить учащихся с понятием “эстетика труда”, показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека; вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов коммунистического труда; развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда.

Ход подготовки:

Пригласить рабочих завода, шефствующего над школой, специалистов народного хозяйства для выступления перед учащимися на такие, например, темы, как: “Красота и романтика рабочих профессий”, “Организация труда на эстетических началах”, “Техническая эстетика, труд, человек”. Дать задания учащимся подготовить рассказ о профессиях своих родителей, включив в него ответы на следующие вопросы: что вы знаете о содержании и характере работы ваших родителей? В чем видите привлекательность, красоту их труда? Хотели бы вы приобрести профессию ваших родителей? (См.: Верб М. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981, с. 15 — 16; Иванов С., Красновский А. Техника, эстетика, труд. М., 1968; Сартаков С. Красота труда. М., 1961; Сорокин Н. Рассказ о рабочей гордости. М., 1962). Предложить учащимся ответить на вопросы: какая профессия вас привлекает и почему? В чем вы видите красоту труда (токаря, слесаря, оператора машинного доения и др. )? В каких художественных полотнах и книгах отображена красота труда советских людей? Какие спектакли и кинофильмы на производственную тему вы смотрели в последнее время? Какие качества человека-труженика вы считаете наиболее привлекательными? Оформить выставку книг на тему: “Эстетика труда и производства” (см.: Казаринова В. И. О красоте предметов. М., 1967; Лапин Ю. С. Культура производства и техническая эстетика. М., 1967; Минервин Г. В., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. М., 1975; Попов А. Н., Шимко В. Т. Польза, прочность, красота: Рассказы о строительной науке. М., 1979). Подобрать репродукции картин и оформить выставку на тему: “Труд прежде и теперь” (например, “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина, “Косцы” Г. Г. Мя-соедова, “Полесовщик” И. Н. Крамского, “На пашне” М. К. Клодта, “Прачки” А. Е. Архипова, “Кочегар” Н. А. Ярошенко, “На старом уральском заводе” Б. В. Иогансона, “Сенокос”, “Колхозный праздник”, “Жатва” А. А. Пластова, “Наша буровая”, “Молодые зодчие” Ю. Ракши). Выбрать экскурсовода (из числа учащихся) и помочь ему подготовиться. Написать плакаты: “Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду”, – А. М. Горький. “Труд облагораживает человека”, – В. Г. Белинский. Организовать экскурсию на предприятие (завод, фабрику и т. п. ) и обратить внимание учащихся на эстетику труда и производства. По результатам экскурсии оформить в классе стенды на темы: “Ими гордится завод”, “Романтика обыкновенной профессии”, “Герои труда живут рядом”, “Эстетика на производстве”.

План-конспект беседы:

Вступительное слово учителя (тезисы):

    Наше время отмечено преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. В чем состоит организация труда на эстетических началах? В чем красота и романтика рабочих профессий? Как красота помогает рациональной и высокопроизводительной организации труда, улучшению качества продукции? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей беседы.

Выступления гостей, людей различных профессий с рассказами о том, что помогает им работать творчески, добиваться высоких показателей в труде, в чем красота рабочих профессий. Экскурсия по выставке на тему: “Труд прежде и теперь” (краткий обзор). Вопросы для обсуждения представленных здесь репродукций картин: каким был труд рабочих и крестьян в царской России? Какие чувства вызывают люди, изображенные художниками прошлого? Какими художественными средствами живописцы показывают тяжесть подневольного труда и в то же время его животворную силу? Как в произведениях советских художников отражаются приметы нового времени? Какие качества труда отражены особенно ярко? В чем художники видят красоту труда советского человека? (Рекомендуем также посмотреть диафильм “Красота труда”. Автор Ю. Нехорошев. Студия “Диафильм”, 1975). Выступление ученика на тему: “Союз труда и красоты” по материалам, подготовленным во время экскурсии на предприятие (тезисы):

Уже в древнейших ремеслах, народном творчестве можно увидеть воплощение принципа красоты и пользы, важнейшего в дизайнерской деятельности. “Основоположниками искусства, – писал А. М. Горький, – были гончары кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи”.

Мы любим музыку, что за сердце взяла,

И творчество в труде, что стало повсеместным.

У счастья нашего есть два крыла:

Цвет роз и виноград, прекрасное с полезным.

М. Рыльский.

Художественное начало все стремительнее проникает в современную технику и производство. Радующие глаз формой, цветом, целесообразностью размеров, удобством использования станки, машины, инструменты, разнообразное оборудование заводских цехов – все это результат работы дизайнеров, специалистов по художественному конструированию изделий. “Я глядел на корабль на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив… Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства”. Эти восторженные слова принадлежат первому в мире космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.

Техническая эстетика предъявляет определенные требования и к производственной среде: цвету (окраске помещений и оборудования), звуку (допустимому уровню шумов и применению музыки), вентиляции и т. п. Задача технической эстетики — создать наилучшие условия для здоровья, работоспособности и хорошего настроения рабочих”. (Демонстрируются фотографии эстетически выразительных интерьеров заводских помещении, уголков для отдыха и т. п.

Выступления учащихся с рассказами о профессиях своих родителей.

План дальнейшей работы:

Организовать “Клуб интересных встреч”. Пригласить выпускников школы, выбравших рабочие профессии; учащихся профессионально-технических училищ. Подготовить читательскую конференцию: “Тема труда в литературе”. Провести беседы на темы: “Свой след оставить на земле”, “От увлечения к будущей профессии”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: