Работа с использованием природных материалов. Аппликация из соломки «Голубь»

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Привить учащимся знания, навыки, практических умений по работе с природными материалами. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. Воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблица методической последовательности изготовления работы, картон, клей ПВА, кисточка, ножницы, шаблоны, карандаш, образец аппликации, природный материал,  (солома), подкладная доска (бумага).

ХОД  УРОКА.

Организационный  момент. (сообщение  темы урока).

Здравствуйте ребята, садитесь! Наведите на столах порядок. Давайте проверим, все ли у вас на столах. Подкладная доска, карандаш, природный материал, клей, кисточка, картон, ножницы. Сегодня на уроке мы будем выполнять аппликацию из природного материала соломы.

Усвоение новых понятий и способы действий.  (слово записано на доске).

Словарная работа: аппликация.

    Кто знает, что такое аппликация? Вы с этим, словом встречались уже при работе с бумагой.

Аппликация – художественная техника, применяющаяся для создания изображения из наклеенных или нашитых на основе кусков ткани, растительного материала, кожи т. д.

    Обратите внимание на написание этого слова.

Вводная  беседа.

В переводе с латинского слово “аппликация” означает “прикладывание”. Аппликация появилась более 2500 лет назад. Ею украшали одежду, обувь, жилище. Работы выполняли из кожи, из меха и других материалов. Уже значительно позже материалом для аппликации стали ткани. Люди выбирали узор и нашивали кусочки ткани на фон. Аппликациями из ткани украшали в основном одежду. Вырезать из бумаги стали намного позже. Этот вид аппликации считают наиболее молодым. Сначала вырезали только из черной бумаги, а потом начали вырезать из цветной. Вырезали чаще всего девушки и женщины. Они работали ножницами и при этом, не смотрели ни на какой рисунок, они работали сами.

Из  бумаги создавались даже картины, где изображались птицы, звери, рыбы, растения. Эти вырезанные рисунки наклеивали на стены, окна.

Но легче всего это, было сделать из доступного материала. Когда человек не изобрел еще ни ткани, ни бумаги, общедоступными были семена растений, солома, листья, т. е. природный материал. Собранные в хорошую погоду и высушенные растения, и плоды представляют собой превосходный поделочный материал. Скрепляют детали между собой клеем и пластилином. Орехи и скорлупа грецких орехов используются для изготовления лодочек, жуков, рыбок, сказочных персонажей.

Солому как поделочный материал используют давно. Из нее делают полезные вещи: головные уборы, бытовые предметы, игрушки, украшения. (показ  изделий  из соломы).

Солома – это стебли хлебных злаковых растений, заготовленные в стадии созревания, когда они приобретают золотистый оттенок. Очищенную соломку запаривают в горячей воде. При подготовке к работе стебелек – трубочку разделяют острым предметом вдоль и проглаживают горячим утюгом сначала с внутренней стороны, а затем с лицевой. Другой способ подготовки соломки – “сухой”. Взбрызнуть водой соломку, чтобы она не была ломкой, разглаживают трубочки соломки на столе колечками ножниц сначала с внутренней стороны, а затем с лицевой. Таким образом, постепенно люди научились создавать целые картины из природного материала.

Сегодня мы с вами также попробуем это сделать. А кого мы будем делать, вы узнаете, если отгадаете загадку. Как зовут почтальона, которому адреса не напишут и на словах не говорят, а он все – таки письма доставляет.  (голубь) (выделенные слова записаны на доске).

“Птица  мира”

Однажды  бог войны Марс собирался на очередную битву. Он надел доспехи и потянулся за шлемом. Но тут увидел, что в шлеме свила гнездо голубка и уже высиживает птенцов. Прекрасная жена Марса, богиня любви и красоты Венера уговорила мужа не трогать гнездышка. И…. Война не состоялась. Должно быть, с тех пор считают голубя птицей мира. В 20 веке, сразу после разгрома фашизма, знаменитый художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, который стал считаться  символом мира.  Но оказывается, голуби еще и воевали за мир. И погибали в этой войне. Об этом рассказывают памятники голубям – воинам, созданные в разных странах.

…….Это было 4 июня 1916 года. Бельгийский форт, де Во был окружен немецкими войсками. Замкнув форт в кольцо, они открыли огонь и пустили отравляющие газы.

Неподалеку находился город Верден, который мог оказать помощь гарнизону форта, но телефонная связь с ним была прервана. Тогда, начальник гарнизона полковник Рейнал отправил туда донесение с голубем. Голубь поднялся в воздух, натолкнулся на клубы ядовитого газа и ….. вернулся. Но только для того, чтобы проститься, он сделал несколько кругов над друзьями – людьми, а потом решительно взмахнул крыльями и рванулся через смертельно облако. Он доставил донесение в Верден. И упал мертвым.

Эта история была рассказана на открытии памятника голубям – воинам в Брюсселе.  Он сделан в виде фигуры прекрасной женщины, которая держит на протянутой руке голубя, распахнувшего крылья, чтобы совершить свой последний полет.

Кроме того, памятники голубям – воинам были созданы в Париже, Варшаве, ростов – на – Дону.

Анализ  образца.

    Посмотрите, из какого природного материала, можно сделать аппликации, но мы будем делать из соломы.

Инструктаж по Т. Б.

    Хранить ножницы в определенном месте, в закрытом виде. Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их, следить за пальцами. Не работать тупыми ножницами. Не держать ножницы лезвием вверх. Не оставлять их с открытыми лезвиями. Передавать товарищу закрытыми ножницы кольцами вперед.

Правила работы с кистью:

    Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности. Размашистым движением от середины к краям, нанеси клей тонким слоем на всю поверхность детали. Выдержи 1 – 2 минуты. Наложи детали на смазанную клеем поверхность. Протирай чистой тряпочкой от середины к краям детали. Высуши детали под прессом.

Работа по таблице методической  последовательности  (ТМП).

    Шаблон обводим на месте цветной бумаги. Потом этот же шаблон разрезаем на части: крыло, хвост, туловище. На каждую часть разрезанного шаблона наклеиваем соломку и обрезаем по контуру линии.

Все полученные части укладываем на лист цветной бумаги, где нарисован силуэт голубя, намазываем клеем и приклеиваем в следующем порядке: хвост, туловище, крыло. 

Практическая часть.

Шаблоны, которые лежат у вас на столах, обведите на листе цветной бумаги. Этот же шаблон разрезаем на отдельные детали: туловище, хвост, крыло. На каждую часть детали наклеиваем соломку и сразу обрезаем по контуру линии. Все готовые части укладываем на силуэт голубя и закрепляем клеем ПВА в  следующем порядке: хвост, туловище, крыло.

Итог  урока. (выставка сделанных  аппликаций)

Анализ работы. Выставление оценок.

    Вы сегодня хорошо потрудились, меня внимательно слушали и у вас получились хорошие работы.

Обобщающая  беседа.

    Что сегодня мы сделали на уроке? Что обозначает слово “аппликация”? Из чего люди украшали свои дома, предметы быта? Почему именно из природного материала?

Уборка  рабочего  места.

Автор материала: Морозова Ольга Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: