Программа развития классного коллектива учащихся начальной школы

    Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность, т. е. деятельность, социально значимая, социально мотивированная, в процессе которой ребёнок усваивает общественный опыт, готовится к овладению основ наук и развивается психически, в частности овладевает разными формами мышления. В процессе этой деятельности дети обладеваеют умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Кроме того, этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у них творческого отношения к действительности. Происходит формирование внутреннего плана действия, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает  к концу обучения в начальной школе развитие потребностей ребёнка в получении признания другими людьми, в развёртывании системы взаимоотношений с ними,  новой социально значимой деятельностью.

В свете модернизации школы перед учителем ставится задача воспитания всестороннее развитой личности, способной к самообразованию и самореализации в жизни. В полной мере эту задачу можно решить в плодотворном союзе школы и семьи. Для этого  разработана программа развития классного коллектива, рассчитанная на 4 года.

Цели, задачи, принципы и правила, на решение которых направлена программа

Цель воспитательной  деятельности – моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на раскрытие и развитие  индивидуальности ребёнка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими однокласниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Исходя из основной цели,  поставленны  следующие задачи:

    изучать личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе; развивать умение общаться и сотрудничать со своими одноклассниками и другими учащимися школы; развивать способности адекватного оценивания своих и чужих достижений, радоваться своим успехам  и одноклассников успехам и огорчаться за чужие неудачи; содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся; формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственные позиции; формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Внеклассная деятельность строится по следующим принципам:

    принцип привлекательности будущего дела, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип успешности.

При организации воспитательной работы среди младших школьников  всегда нужно помнить то, что эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, и поэтому нужно придерживаться следующих правил:

    не бояться выражать свои  положительные эмоции, дарить их детям как подарок; не стараться  за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы; в общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание; всегда быть предусмотрительным  и справедливым в оценке поступков учащихся; учить радоваться своим успехам и успехам своих товарищей; учить учащихся не бояться выражать положительные эмоции.  

Основные пути и способы реализации программы

В деятельности классного руководителя определены следующие направления:

Работа с родителями

Задачи: организовать психолого-педагогическое просвещение родителей; создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; привить культуру быть родителями, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

В содержании сотрудничества классного руководителя с родителями  выделено три направления:

    психолого — педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно — воспитательный процесс; участие семей учащихся в управлении учебно — воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей организовано с помощью следующих форм работы:

    торжественные собрания индивидуальные консультации круглые столы беседы обучающие тренинги родительско – ученические капустники   конференции обмен мнениями обучающие семинары устные журналы семинары – практикумы оформление памяток для родителей

Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:

    дни творчества детей и родителей открытые уроки и внеклассные мероприятия помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса совместные праздники творческие лаборатории  родителей

Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом организовано с помощью следующих форм деятельности: участие родительского комитета в работе попечителького совета школы

Работа с детьми

Для  достижения поставленных задач внекласссная работа построена по следующим напралениям:

    гражданско-патриотическое спортивно-оздоровительное интеллектуальное диагностирование

Исходя из выбранных приоритетных направлений, сформулированы задачи подпрограмм.

«Голубая планета Земля». Задача: развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Формы работы:

    осенние прогулки, экскурсии праздник «В гостях у осени» конкурс рисунков «Я защищаю окружающую среду» акция «Помогите птицам!» акция «Чистый берег Камы!»

«Я, моя семья, мои друзья». Задачи: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье, формировать культуру поведения, культуру отношений между полами.

Формы работы:

    поздравление именинников в классе праздник «Учимся вежливости» беседа «Правила поведения учащихся» подготовка к родительскому собранию «День труда» круглый стол «Тепло родного дома» праздник «Мамина помощница» оформление  фото-выставки «Труд наших родителей» оформление  фото-выставки «Лето – классная пора» оформление  фото-выставки «Моя дружная семья» оформление  фото-выставки «Мой папа служил в армии» оформление  фото-выставки  «Моя мама — замечательная хозяйка» оформление генеалогического древа каждой семьи

«Я — гражданин России «. Задачи: пробудить интерес к прошлому, настоящему своего народа; приобщать детей к духовно-нравственным ценностям своего народа; формировать гражданскую позицию.

Формы работы:

    праздник «Помни правила дорожного движения, как таблицу  умножения» экскурсия в школьный музей беседа «История нашего села» заочное знакомство «Наши почётные жители села» урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем» викторина по страницам «Нашего календаря»

«Я здоровье сберегу – сам себе помогу». Задачи: воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активными видами отдыха и их влиянием на самочувствие и здоровье человека.

Формы работы:

    ежедневная утренняя гимнастика подвижные игры на переменах Весёлые старты розыгрыш по пионерболу беседа «Береги зубы с молоду» конкурс рисунков «За здоровый образ жизни» конкурс «Раз, два, стройся!» прогулка на лыжах через залив Камы соревнования «Папа, мама, я – дружная семья!»

«Я и мои таланты «. Задачи: пробуждать желание испробовать себя в творчестве; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное людям

Формы работы:

    конкурсы рисунков конкурс поделок мастерская Деда Мороза конкурс поделок из бросового материала конкурс поделок из природного материала конкурс чтецов конкурс исполнения песен под караоке выступление на фестивале сказок в СДЦК участие в конкурсах компьютерных рисунков

«Я и мой интеллект». Задачи: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; сохранить любопытство к информационной насыщаемости.

Формы работы:

    участие в конкурсах сочинений участие в федеральных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» звёздный час «Математика – царица наук» счастливый случай «Безударные гласные в корне слова» интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» клуб весёлых грамматиков «Русский язык — могуч и богат» праздник книги участие в муниципальных дистанционных конкурсах участие в  школьных, районных олимпиадах викторины

«Диагностика». Задачи: определить уровни развития ребёнка; анализировать полученные факты и вырабатывать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Виды:

    исследование личности изучение детского коллектива изучение мотивационной сферы учащихся отслеживание успеваемости и уровня умственного развития учащихсяизучение интересов изучение взаимодействия отношений изучение удовлетворённости детей школьной жизнью (автор А. А.Андреева) изучение удовлетворённости родителей работой школы (Е. Н.Степанов) изучение уровня воспитанности (Н. П.Капустина) изучение особенностей межличностных отношений (М. Битянова) ведение  мониторинга развития ребёнка и коррекционной работы

Условия реализации программы:

Материально — техническая база (стандарты общего начального  образования, специальная литература, конспекты лекций с курсов повышения квалификации, справочная литература, видеофильмы, подписные издания ) Помощь родителей в реализации программы. Соотрудничество родителей, классного руководителя и администрации школы.

Прогнозируемые результаты

Возможные риски:

Стремление учащихся уйти из-под контроля. Неготовность взрослых к серьёзному сотрудничеству в вопросах  воспитания детей. Конфликты внутри коллектива. Негативное влияние окружающей среды (семьи находящиеся в социально опасной ситуации, взрослые с девиантным поведением).

Для оценки результативности программы развития классного коллектива были определены следующие критерии её эффективности:

    Уровень воспитанности учащихся (диагностика продвижения личности в своем развитии — методика Н. П.Капустиной). Уровень развития коллектива (методика социально-психологической самоаттестации коллектива Р. С.Немова). Удовлетворённость учащихся (методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью А. А Андреева). Удовлетворённость  родителей (методика изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью классного коллектива Е. Н.Степанова).

Из данных  таблицы  можно проследить позитивную динамику  развития классного коллектива.

2004-05 уч. г.

2005-06 уч. г.

2006-07 уч. г.

2007-08 уч. г.

Выс

ср.

Низ.

Выс.

ср.

Низ.

Выс.

ср.

Низ.

Выс.

ср.

Низ.

Уровень воспи-танности уча-щихся

15%

40%

45%

23%

52%

25%

33%

55%

12%

35%

575

8%

Уровень разви-тия  коллектива

10%

40%

50%

20%

60%

20%

25%

65%

10%

45%

55%

Уровень удов-летворённости учащихся школьной жиз-нью

14%

46%

40%

27%

53%

20%

32%

58%

10%

30%

62%

8%

Уровень удов-летворености родителей

85%

10%

5%

82%

18%

87%

13%

91%

9%

Все четыре года наш класс представлял группу «Муравьи» со своим девизом, законами. В первом классе совместно с ребятами были выработаны  «Волшебные  пятёрочки».

Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

    в классе преобладает атмосфера доброжелательности; снижается количество пропусков уроков по болезни ; повышается комфортность обучения, дети легче и быстрее адаптируются к школьным условиям; растёт работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников, отмечен рост завершённости действий контроля и самоконтроля; все учащиеся активно участвуют во всех общешкольных мероприятиях и мероприятиях сельского поселения; принимают участие в школьных, районных, региональных конкурсах; отсутствуют правонарушения. 

Автор материала: Панькова Нина Петровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: