Программа предшкольной подготовки

Пояснительная записка

Стратегия дошкольного образования в нашей стране определяется в соответствии с общей идеологией модернизации образования в России и нацелена на создание оптимальных психолого-педагогических и медико-социальных условий, способствующих полноценному развитию ребенка от рождения до его поступления в школу. Но, очевидно, что на сегодня, основная задача государства в сфере дошкольного образования, а именно – обеспечение его общедоступности, до сих пор еще остается нерешенной в полной мере. Статистика свидетельствует, что 31% детей дошкольного возраста  остаются за рамками системы образования. Охват детей 5-7 лет дошкольными учреждениями составляет: 65% в городской местности и30% – в сельской. Причин тому несколько: дефицит свободных мест в ДОУ; отсутствие финансовых возможностей родителей; рост числа детей с ослабленным здоровьем, отсутствие в сёлах самих ДОУ.

На основе анализа сложившейся ситуации, учитывая социальный заказ,  в МОУ Даньковская ООШ разработана программа  предшкольного образования “Росток”.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предшкольное образование (образования детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет) нацелено на достижение нового качества дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий доступности его получения всеми гражданами России.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов к деятельности учения.

Развитие – процесс формирования личности, как социального качества индивида в процессе воспитания и социализации.

Обучение – целенаправленный процесс передачи знаний, умений навыков, накопленного опыта подрастающему поколению.

Непрерывность в обучении – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

Преемственность в обучении – построение единой содержательной линии педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка и его успешный переход на следующую ступень образования.

На современном этапе основным результатом деятельности дошкольного образования становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор начальных ключевых и допредметных компетентностей, определяющих способность ребенка к решению разнообразных, доступных задач жизнедеятельности. Становлению компетентностей дошкольника в разных видах деятельности способствует подход к учебно-воспитательной деятельности, основанный на применении инновационных образовательных программ и технологий, новых моделей, форм организации начальной ступени непрерывного образования.

Новизна:

    в апробации на базе школьного учреждения новой формы организации ступени предшкольного обучения (группы кратковременного пребывания детей); в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей; в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, не зависимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической принадлежности т. д.

Организация предшкольной ступени в системе образования предполагает проведение ранней диагностики резервов развития дошкольника (физических и психологических), оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи ребенку и семье перед поступлением в школу.

Теоретическая база

Большое значение для обоснования функций и структуры определяет две важнейшие цели данной  программы: социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель – развитие личности ребенка.

Ведущая педагогическая идея

Анализ отечественного опыта предшкольного образования позволяет выделить в качестве основной характеристики – подход, ориентированный на системную подготовку детей к школе, которая предполагает непрерывность и преемственность в обучении.

Ведущая педагогическая идея программы заключается в организации предшкольного образования в ООШ на основе сотрудничества и взаимодействия семьи и школы.

В современной педагогике проблема преемственности рассматривается как одно из условий непрерывного образования. А активное участие в этом процессе родителей позволяет детям совершить переход с одной ступени образования на другую безболезненно и абсолютно комфортно.

Диапазон

Диапазон определяется этапом предшкольного образования и предполагает организацию процесса обучения и развития детей. Диапазон опыта работы с детьми (группы кратковременного пребывания), ранее не посещавшими детский сад, составляет 1 год  перед их поступлением в 1 класс.

Организация обучения на этапе предшкольного образования строится на основе системы занятий по разделам программы. Программа предполагает интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.

Технология

“Концепция модернизации Российского образования ” определяет обеспечение качества образования как главную задачу образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Введенная в систему образования РФ ступень предшкольного образования как нельзя лучше отражает образовательные потребности родителей на современном этапе и дает им возможность выбрать для своих детей удобную форму дошкольного образования.

Цель: создание оптимальных педагогических условий для обеспечения единого старта детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс и их успешной адаптации к школе.

Задачи:

    организовать процесс обучения, воспитания и развития дошкольников на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста, индивидуальных особенностей каждого ребенка; способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников; обеспечить для детей необходимые условия для развития основных видов деятельности, взаимодействия с окружающим миром, формирования психических и социальных качеств личности; укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение старших дошкольников к школе, желание учиться; формировать интегративные личностные характеристики старших дошкольников, определяющие способность к решению разнообразных, доступных задач жизнедеятельности; создать условия для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования; объединить усилия школы и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей 6-7 лет в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения ребенка в начальной школе.

Принципы, положенные в основу построения программы:

Принцип гуманизации – признание самоценности личности, ее уникальности, создание условий для ее саморазвития, реализации ее внешней и внутренней свободы. Принцип научности и доступности – содержание учебного материала должно быть доступно, нельзя “забегать вперед” и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Но, в то же время, воспитатель должен проявлять творчество, вносить новые элементы знаний и применять современные образовательные технологии. Принцип учета самоценности дошкольного периода детства – приоритет игровой деятельности при организации образовательного процесса. Принцип интегративности и комплексности – решение задач интеллектуального развития дошкольников в системе всего учебно – воспитательного процесса и всех видов деятельности. Принцип индивидуализации – проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где проходит его рефлексия. Принцип ориентации на зону ближайшего развития – дифференциация образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка. Принцип сотрудничества и диалогичности – реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог искусств, диалог взрослого и ребенка, внутренний диалог ребенка со своим “Я” и т. п.           Принцип открытости – предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие школьного учреждения с социокультурными институтами, открытость природе, людям, окружающему миру.

Этапы работы организации предшкольной ступени:

I этап – подготовительный (июнь – сентябрь)

    составление банка данных детей старшего дошкольного возраста; подбор и расстановка педагогических кадров; взаимодействие с родителями по вопросам предшкольного образования старших дошкольников; составление списка детей старшего дошкольного возраста ; согласование с родителями режима функционирования группы кратковременного пребывания; подбор программно – методического сопровождения для обучения детей; составление локальных актов по вопросам функционирования групп (приказы, должностные инструкции); составление расписания занятий с детьми; организация развивающей среды.

II этап – внедренческий (сентябрь – май)

    перспективное  планирование (по месяцам); диагностика результатов педагогической деятельности; оказание методической помощи педагогам; психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей; контроль за осуществлением учебно-воспитательного процесса;

III этап – аналитико-обобщающий (май – июнь)

    анализ полученных результатов за прошедший период и выводы; обобщение опыта работы по предшкольному обучению; отчет о проделанной работе; определение перспективы работы на следующий год с учетом полученных результатов.

Многоплановость работы по подготовке детей к  школьной жизни потребовала от коллектива школы координации усилий по следующим направлениям:

Организация учебно-воспитательного процесса с детьми предшкольного возраста на основе реализуемой образовательной программы. Индивидуальное психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождения детей 6-7 лет и их родителей, активное подключение родителей к процессу обучения. Тесное взаимодействие с родителями по вопросам преемственности.

Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется c учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста. Учитывая запросы родителей, режим функционирования группы кратковременного пребывания организован следующим образом: 1 день в неделю по 2 занятия, длительность занятий 25-30 минут; перерыв между занятиями не менее 10 минут, плюс дополнительный игровой час.

Расписание занятий составлено рационально с учетом интеллектуальной и физической нагрузки на ребенка в течение года. Организация игрового часа  удовлетворяет возрастную потребность дошкольников в игре и предупреждает возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения.

Развивающая среда  организована по принципу гибкого зонирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет, их потребностей. Особое внимание было уделено организации игровой зоны в группе кратковременного пребывания детей, где есть все необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Воспитательно-образовательная работа на предшкольной ступени образования базируется одновременно на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса), и педагогической импровизации, посредством которой педагог варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации (тактика педагогического процесса). Для этого педагогический коллектив активно использует в образовательной деятельности инновационные образовательные технологии: проектный метод; моделирование; элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование, ИКТ.

Требования к организации образовательного процесса:

Педагоги осуществляют перспективное планирование по разделам программ с учетом особенностей детей своего возраста и группы. Оценивают этап обучения и уровень сформированности у каждого ребенка необходимых знаний и умений. Предусматривают разные организационные формы проведения занятия (парную, групповую, коллективную), индивидуальную работу с каждым ребенком. Учитывают необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях. Организуют взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности. Активно включают в учебно-игровую деятельность здоровьесберегающие методы и приемы (пальчиковую гимнастику, физминутки, зрительную гимнастику, психогимнастику и т. д.).

Большое значение на предшкольной ступени развития дошкольников имеет физкультурно-оздоровительная работа. Ведь не секрет, что на современном этапе развития общества не ослабевает тенденция ухудшения здоровья у детей, которая с возрастом усиливается, и дети приобретают хронические заболевания. Поэтому необходимо создавать “переходной мостик” физической готовности к обучению в школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня.

В работе с детьми предшкольного возраста педагоги используют тематические и комплексные занятия, разнообразные по форме и содержанию: традиционные,  интегрированные занятия, занятия-экскурсии и путешествия, занятия – игровые комплексы, викторины, занятия в форме знакомых детям игр  и т. д. Система таких занятий позволяет строить образовательный процесс по принципу интегративности познавательной деятельности, что представляет более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования и помогает избежать перегрузок, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника перед его поступлением в школу.

Дошкольники вовлекаются в школьную жизнь также  посредством экскурсии, целевых прогулок, трудовой деятельности, совместных акций, школьных праздников, тематических выставок, концертов, конкурсов, викторин, кружков.

Основной целью такой деятельности  является:

    обеспечение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей; поддержка развития личности ребенка, его индивидуальных особенностей; оказание психолого-педагогической и социально-педагогической помощи родителям.

Педагоги изучают индивидуальные особенности каждого воспитанника с тем, чтобы учитывать их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти, отношения со сверстниками) и проводить занятия с использованием разноуровневых заданий. В особых случаях (болезненная адаптация, нарушения развития) педагогами разрабатывается план педагогического сопровождения ребенка. С этими детьми специалисты проводят индивидуальные занятия.

Родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка – дошкольника, и если они недостаточно осведомлены о целесообразности создания специальных развивающих условий для него, то  многое может быть упущено. В период функционирования групп старшего дошкольного возраста при школе   родители активно подключаются к процессу обучения. Это дает им возможность узнать особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте, научиться взаимодействию с участниками педагогического процесса в учреждении, учителями школы, с педагогической общественностью в целом. Педагоги знакомят родителей с образовательной программой, отбирают содержание и доступные родителям методические приемы, которые они могут использовать в домашних условиях. Специфика работы на предшкольной ступени образования вызывает так же необходимость осуществления “обратной связи” с семьями дошкольников с тем, чтобы усилить, акцентировать с ее помощью аспекты личностно-ориентированной педагогики, облегчить процесс адаптации детей к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Система формирования единого пространства развития ребенка предшкольного возраста нацелена на обеспечение преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.

Разделы программы:

Мир общения.

Дети получают первоначальные представления о различных формах общения, об умении слушать и говорить, играют со словами, подготавливаются к письму и чтению, составляют рассказы.

Дошкольники к концу года должны уметь: пользоваться в общении простейшими формулами речевого этикета, составлять предложения и вопросы, различать гласные и согласные звуки.

Первоначальная математика.

Обучение счёту, формированию пространственных представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими измерительными приборами.

К концу года обучающиеся должны знать последовательность чисел от 1 до 10, названия действий сложения и вычитания, считать предметы в пределах 10, сравнивать их.

ИЗО. Расширение представлений о многообразии предметов, цветовой окраске, явлениях действительности. Наша Родина. Знакомство с многообразием животного и растительного мира родного края, видами деятельности людей, достопримечательностями. Игровой час представлен подвижными, ролевыми, дидактическими играми, играми на внимание.

Списиок литературы:

Программа “Преемственность”. Подготовка к школе Рекомендована Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ Авторы Н. А. Федосова, Т. С. Комарова, С. С. Колесина, В. Г. Большенков, В. Н. Бальсевич, А. А. Плешаков, Т. Я. Шпикалова и др. Предшкольная пора” программа обучения и развития детей 5 лет Рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО Авторы Виноградова Н. Ф., член-корреспондент РАО, руководитель проекта, доктор пед. наук, Журова Л. Е., кандидат психол. наук, Козлова С. А., доктор пед. наук, Куликова Т. А., кандидат пед. наук, Салмина Н. Г., доктор психол наук, Щербакова Е. И., кандидат пед. наук. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет “Школа АБВГДейка” (Автор: А. Н.Овечкина) Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. (Авторы: Р. А.Должиков, Г. М.Федосимов, Н. Н.Кулинич, И. П.Ищенко

Автор материала: Зиновьева Татьяна Николаевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: