Проект по теме: “Художественная литература как средство развития нравственных чувств младших школьников”

И. Ф. Свадковский.

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности детей. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитать такого человека без книг невозможно. Мы же сегодня хотим поделиться с вами опытом своей работы в этом направлении. Нами разработан и опробирован в 4Б классе на протяжении 8 месяцев проект  “Художественная литература как средство воспитания нравственных чувств младших школьников.”. В основе его лежит духовно-нравственное воспитание, которое предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Цель исследования: разработка методики нравственного воспитания младших школьников средствами художественной литературы в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Проблемный вопрос:  обогащение нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Объект исследования: процесс развития нравственных чувств младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования художественной литературы как средства развития нравственных чувств младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Выявить психолого-педагогическую сущность развития нравственных чувств младших школьников. Проанализировать практический опыт развития нравственных чувств младших школьников. Определить критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств младших школьников. Выявить наиболее эффективные психолого-педагогические условия использования художественной литературы как средства развития нравственных чувств младших школьников.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование; диагностика; беседы; психолого-педагогический эксперимент; информационная обработка данных экспериментального исследования.

Гипотеза исследования: будет ли эффективным использование художественной литературы как средства развития нравственных чувств младших школьников, если чтение художественной литературы является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса  и  при работе над произведениями  используются  нетрадиционные формы обучения и виды деятельности.

Практическая значимость проекта: наработанная нами методика  обеспечивает эффективность учебной и внеурочной деятельности школьников, способствует раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников.

Этапы исследования:

Подготовительный (сентябрь 2011 г.).

На подготовительном этапе нами были изучены  труды по обозначенной проблеме, подобраны наиболее информативные методы диагностики по выявлению степени нравственности в экспериментальном классе. Составлена программа “Я-человек” по развитию нравственности средством художественной литературы.  Выявлены наиболее эффективные методы и формы работы над программой

Основной этап (октябрь – март 2011- 2012г. г.).

Нами была проведена и проанализирована диагностика  по выявлению степени нравственности в экспериментальном классе (1 замер). Опробирована  программа “Я-человек” по развитию нравственности средством художественной литературы

Заключительный этап (апрель2012г.).

Проведена диагностика по выявлению степени нравственности (2 замер). Проанализированы и обобщены полученные данные. Выявлена динамика развития нравственных качеств  школьников в сторону увеличения.

Основная часть

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность людей серьезным испытаниям на прочность. Именно поэтому сегодня наиболее важной задачей общества является необходимость поиска эффективных способов решения проблем духовно – нравственного воспитания молодежи. И если сейчас не обращать внимания на состояние души, на духовно – нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы не сможем получить никакого положительного результата в воспитании детей.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. “Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым)”. В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила для воли, совести человека”. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: “Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами”. Сухомлинский считал, что “незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает”

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей, в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались “мертвым капиталом”. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Опираясь на эти факты мы разработали и реализовали в 4Б классе программу по нравственному воспитанию “Я – человек”

Сказать я – человек, не трудно, намного труднее быть им. Нужно вырастить в первую очередь Человека, а уже потом математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.
Если мы разовьём в ребёнке чуткость, доброту, душевную щедрость, то можно надеяться, что ребёнок не будет нести в мир зло, жестокость и насилие.  Главная задача нашей программы – разбудить душу ребёнка. А духовно-нравственная сторона личности – это её ядро. Нравственное отношение к жизни должно быть прочувствованно, осмысленно, понято сердцем. Наша задача состояла в том, чтобы развить у детей доброту, сострадание, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, страданиям, испытаниям, в общем, все те качества, которые составляют основу счастливой жизни любого человека. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Именно на это была направлена наша программа. Огромное воздействие на личность ребенка оказывают художественные произведения. Для работы мы выбрали произведения, несущие высокий нравственный потенциал. Это “Рассказы о Суворове и русских солдатах” С. П. Алексеева, “Тимур и его команда” А. П. Гайдара, “Честное слово” Л Пантелеева, “Приключения Незнайки и его друзей” Н Носова, “Сын полка” ВП Катаева, “Два брата” Е Шварца, “Приключения барона Мюнхгаузена” Распе и музыкальная музыку к которой написал чувашский композитор В. Г.Салихов.  При работе над произведениями мы использовали такие нетрадиционные формы обучения и виды деятельности, как спектакли,  выпуск газет, рекламу, коллективные практические работы,   игровые ситуации, изобразительную деятельность, проектную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений. (Приложение6) Данные формы работы требуют широкого сотрудничества самих детей. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. В них  пробуждаются  гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.

Чтение и разбор художественных произведений помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Завершается работа над каждым произведением беседой, цель которой  привлечь самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. В беседе всегда преобладает живой обмен мнениями, диалог. Это способствует приобретению  нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро­вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить умение вырабатывать нравственные взгля­ды. В процессе  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть ситуацией

Художественная литература позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному “переносу” ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся  нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития нравственных чувств учащихся экспериментального класса. ( Приложение1, Приложение2)

На экспериментальном  этапе исследования были поставлены следующие задачи:

Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений. Определение степени эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе работы над программой “Я – человек”.

Для сравнения сформированности нравственного воспитания у учащихся I замер мы делали в сентябре, а II замер – в апреле. В диагностике участвовали 25 человек. 

Результаты первого замера показали, что у большинства учащихся средний уровень развития нравственных чувств от 55 до 60% по различным критериям.  Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к соблюдению правил и норм нравственного поведения, развитии нравственных чувств, наличии стремления к самосовершенствованию, но недостаточном проявлении данных качеств в поведении. (Приложение3) Таким образом, данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития нравственных чувств учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующей работы. (Приложение4)

Мы сравнили  данные 1-ого и 2-ого замеров в целом. В  сентябре  у трех учеников был низкий уровень нравственной воспитанности,  средний уровень – у 13 учеников, а  высокий уровень – у 9 учеников. А спустя год, после проделанной работы над программой по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: нет ни одного ученика с низким уровнем нравственной воспитанности, средний уровень – у 6 учеников, а  высокий уровень – у 19 учеников. Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей. ( Приложение5)

Заключение

В процессе реализации проекта мы пришли к следующим  результатам:

    проведенные мероприятия показали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения; апробирована методика нравственного воспитания средствами художественной литературы; выявлены наиболее эффективные психолого-педагогические условия использования художественной литературы как средства развития нравственных чувств младших школьников; наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при работе над повышением качества  нравственного воспитания школьников.

Этой работой мы подтвердили “закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: “Если человека учат добру – …в результате будет добро”. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Бог создал Вселенную, наполнил ее жизнью и установил дивный порядок. Звезды движутся по определенным путям, растения и животные расселены по Земле согласно этому порядку. Человека Господь наделил разумом, бессмертной душой и великим даром – свободной волей выбора между добром и злом. Поэтому каждый человек отвечает за свои дела, поступки, за свою жизнь.

Литература

Аристотель. Сочинения в 4-х томах Архангельский Н. В. Нравственное воспитание.   Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.   Даль В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка Каирова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания   Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения Ушинский К. Д. Собрание сочинений   Ю. П. Азаров “Педагогика любви и свободы”. Под редакцией И. А. Карпова и О. С. Богдановой “Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. О. Д Калинина Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. Б. В. Бушелева  Поговорим о воспитании: Книга для учителя. Вебер Р. В. Не опаздать с добротой. Воспитание школьников. Н. И. Дереклеева  Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.

Автор материала: Зайцева Валентина Николаевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: