Проблемы одаренности при работе с детьми в ГПД

Всем приходилось слышать о вундеркиндах, поражающих своими удивительными способностями еще в младшем школьном возрасте.  Но как они проявляют себя в дальнейшем?

Академик Н. Боголюбов в 12 лет закончил школу. А. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет. Таким образом, ранний подъем умственных способностей может быть предшественником истинного таланта. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные способности ребенка могут оказаться чем-то временным.

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как распознать специфику способностей и помочь развить их? Скакими проблемами встречается одаренный ребенок в школе? Этим и другим вопросам посвящен данный доклад.

Если мы обратимся к толковому словарю С. И Ожегова, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В словаре в. Даля нет понятия одаренность. Но растолковывается понятие » талант» как дарование к чему-либо. Большая советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Следовательно, одаренный ребенок_ это ребенок, выделяющийся яркими. очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности).

Одаренность определяется в основном тремя взаимосвязанными параметрами : опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Педагогу, воспитателю в ГПД при изучении интересов младших школьников следует иметь в виду, что эти интересы неустойчивы и нечетко дифференцированы. Важно учитывать, что существует тесная связь между интересами и склонностями детей с одной стороны, и способностями и одаренностью с другой.

Существуют различные методики для изучения способностей ребенка. Остановимся на » Карте интересов младших школьников»

Данная методика проводится с детьми и родителями. .Даются инструкции

Для детей:

    В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, на второй — в клетке под номером 2 и т. д. Всего 15 вопросов. Если то, о чем говоритсявам не нравится, ставьте знак «-«, если нравится «+», если очень нравится, ставьте «++».

Для родителей :

    Для того, чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не нравится ( с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке «-«, если нравится «+», очень нравится «++».

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли вам…»

решать логические задачи и задачи на сообразительность читать самостоятельно (слушать) сказки, рассказы, повести. петь, музицировать заниматься физкультурой играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры читать(слушать рассказы о природе) делать что — нибудь на кухне ( мыть посуду, готовить пищу) играть с техническим конструктором изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами самостоятельно рисовать играть в спортивные подвижные игры руководить играми детей ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. ходить в магазин за продуктами читать (когда тебе читают) книги о технике играть в игры с отгадыванием слов ( названия городов, животных) Сочинять истории, сказки, рассказы соблюдать режим, делать зарядку разговаривать с новыми, незнакомыми людьми содержать домашних животных убирать за собой игрушки и школьные принадлежности конструировать, рисовать модели самолетов и кораблей знакомиться с историей ( посещать исторические музеи) заниматься самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых различными видами художественного творчества читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи объяснять что-то другим детям или другим людям ухаживать за домашними растениями помогать взрослым делать уборку в квартире считать самостоятельно, заниматься математикой в школе знакомиться с общественными явлениями и международными событиями участвовать в постановке спектаклей заниматься спортом в секциях и кружках помогать другим людям работать в саду, на огороде, выращивать растения помогать и самостоятельно шить, вышивать. Стирать

Лист ответов

Дата  фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с  условным делением склонностей ребенка на 7сфер :

    математика и техника гуманитарная сфера художественная деятельность физкультура и спорт коммуникативные интересы природа и естествознание домашние обязанности, труд по самообслуживанию

Считаем количество плюсов и минусов по вертикали.

Данная методика кроме диагностической функции поможет еще в решении коррекционно-педагогических задач. Интересным будет и сопоставление ответов детей и родителей.

Не составляет труда выявить у учащихся тип одаренности:

    академический (ярко выраженная способность к обучению) интеллектуальный (умение мыслить логически, сопоставлять, анализировать; это дети – победители олимпиад) творческий (нестандартное видение мира, нешаблонное мышление) художественный лидерский (организаторские способности)

Если касаться непосредственно ГПД, в которой работаю, то можно отметить, что  у воспитанников наблюдается  проявление различных способностей. Они посещают художественную школу, музыкальную, занимаются в кружках по художественной гимнастике, краеведению,  лепке из соленого  теста, в спортивных секциях. Участвуют в различных соревнованиях, олимпиадах, добиваются достойных результатов. Дети интересуются разными процессами : почему поднимается тесто? Какие загадки таит в себе вода? Как достать монету сухой из воды? Как заставить зерна риса плясать? Что происходит с мыльными пузырями на морозе?

В наших планах – организация и проведение конференции, где докладчики – воспитанники ГПД дадут научные ответы на эти, казалось бы, «странные» вопросы.

В обучении и воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на учителях, воспитателях, психологах. Ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение зачастую начинается с того, что ему уже не интересно. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и арифметические действия. Очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. Хотя развивающее обучение несет много нового и для самых сильных учеников ( например, не просто отрабатывать навыки чтения или письма, но одновременно уделять внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов).

Трудности могут начинаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя – для него желанная умственная игра, состязание. Но часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать : учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он всеже настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, то  переключается на что-нибудь постороннее — не миновать недовольства, а то и раздражения педагога : почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком лион себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему — ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые школьные годы выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. Правда, немалая часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Их особые возможности остаются как бы невостребованными.

От одаренных детей часто требуют и родители, и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А отметки часто снижают за плохой почерк, плохое поведение, за не по форме выполненное задание. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники дают ему обидные прозвища, ставят его в неловкие положения. А тот, чтобы не оказаться отверженным, старается  быть  «как все».

Немало дополнительных переживаний выпадает на долю одаренных детей, если ему по каким-то причинам не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

Трения с товарищами бывают вызваны еще и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – к более подвижным и веселым играм.

Такие дети стремятся заниматься самостоятельно. Их задевает и обижает попытка со стороны взрослых руководить приготовлением уроков. Многие из них и на кружки ходят до тех пор, пока не разобрались, не научились чему-то — а затем интерес пропадает.

Таким образом, для развития одаренных детей необходимы условия, прежде всего — организационные :

    особые концептуальные подходы к организации работы с одаренными детьми, ориентированные на обеспечение развивающего характера образования в сочетании с возможностями собственного жизнетворчества ; организация учебно-познавательной деятельности одаренных детей с учетом их склонностей и интересов, реализация личностно – деятельностного характера обучения.

Педагогические условия :

    конструирование содержания образования одаренных детей на основе индивидуальной направленности ; обеспечение личностно –деятельностного подхода к освоению знаний; предоставление учащимся возможности получения дополнительного образования с учетом их интересов и осуществление мониторинга их развития.

Психологические условия :

    медико – социальная и психологическая диагностика с целью своевременного выявления и развития одаренности; создание форм психолого – педагогических условий содействия учащимся, характеризующимся нестандартностью мышления и научным складом ума.

Автор материала: Филатова Надежда Анатольевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: