Применение предметных технологических карт на уроках швейного дела

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя.    

Среди задач трудового обучения важное место занимает обучение школьников планированию своей деятельности. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность его выполнения. Школьников необходимо учить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно. Создание четкого и полного образа будущего изделия способствует достижению положительного результата.

При обучении школьников с ограниченными умственными возможностями планированию важную роль играют различные наглядные пособия, активизирующие и направляющие практическое мышление учащихся. Такими являются предметные технологические карты. Они отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов выполняемых операций. Количество предметных образцов технологической карты полностью соответствует числу технологических операций.

В процессе работы с предметными технологическими картами модно выделить три этапа:

Работа по подробным технологическим картам. Работа по технологическим картам с неполным заданием. Самостоятельное планирование предстоящих трудовых действий.

Использование предметно-технологических карт на уроках швейного дела помогают учащимся устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять необходимые правила техники безопасности, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия. Использование предметно-технологических карт способствуют тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности. Работа с картами активизирует учащихся, и делает их работу более интересной и привлекательной. Предметно-технологические  карты дают возможность учителю чётко организовать урок, учитывать индивидуальные возможности учащихся, рационально использовать учебное время.

Основной задачей учителя на первом этапе обучения состоит в том, чтобы привить элементарные навыки работы по технологическим картам, понимать их  построение и содержание, правильно и осознано выполнять предложенный учащимся план работы.  Для решения этой задачи учитель подробно объясняет технологическую карту, сопровождая каждый этап трудовыми действиями, используя наглядность (рисунок, чертеж, схема, образец и т. д.), привлекая к обсуждению учащихся. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, эффективно варьировать карточками плана. Это позволяет учащимся ясно представить, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других – из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки. При работе с технологическими картами важно приучать девочек обосновывать свой ответ, т. е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.

По мере накопления у школьников необходимых знаний и умений время на объяснение технологической карты постоянно сокращается, демонстрируются и объясняются только новые трудовые операции, инструменты или приемы работы. Постепенно объяснения учителем предметной технологической карты полностью заменяются коллективным анализом ее содержания и самостоятельной работой учащихся.

Автор материала: учитель швейного дела высшей квалификационной категории Никишова Наталья Юрьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: