Применение метода проектов и компьютерных технологий на занятиях технологии

«Учитель учит и воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру»

Д. С. Лихачев

Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого  понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия «информационные технологии»: как способ и средство сбора информации, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном  понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Цель использования компьютерных технологий на уроках технологии – это научиться применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, грамотно связывать информационные технологии с другими школьными предметами. Развивать умения работать с дополнительными материалами, правильно выбирать источники дополнительной информации.

Компьютерные технологии основаны на идеях программированного обучения и включают использование таких современных возможностей компьютера, как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

    как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов; как основная технология, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; как монотехнология – когда все обучение, все управление, включая виды диагностики, мониторинг. Опираются на применение компьютера.

В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы образовательной области «Технология». Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои  творческие возможности в качестве исследователя, художника – дизайнера, аниматора, стилиста и пр. в виртуальной форме. Изучение педагогического опыта показывает, что ученические исследования по большей мере являются чисто исследовательскими работами, реже проектно-исследовательскими. В организации деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, который обладает огромным информационным пространством, потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet. В организации исследовательской деятельности ресурсы Internet  могут быть использованы как:  источник получения информации;  способ общения с партнерами, единомышленниками;  инструмент участия в сетевых проектах.

По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей все активнее проявляется потребность в обучении правилам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и  проведения исследовательских работ. Специфика технологий Internet заключается в том, что они представляют громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео — и аудиокассетах, книгах, журналах, распространяемых через Internet-магазины. Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

С открытием операционной системы Windows в сфере обучения открылись новые возможности. Например, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:

    графические редакторы дают возможность создать дизайнерский вариант моделей одежды, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.); создавать схемы для лоскутной техники и т д.; текстовые редакторы позволяют написать Сообщение, реферат по теме или разделу программы, работать с текстами, сканировать фотографии и рисунки; электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по различным видам рукоделия, народным промыслам, фольклору и пр.; их удобно применять для создания схем для вышивки крестом. Составления орнамента и т. д.; программы Power Point  Adobe Photo Shop предназначены для создания презентации по самостоятельно выполненному учащимися творческому проекту; программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или внеклассному мероприятию.

Учитель может составить свое тематическое планирование таким образом, чтобы включить в разделы или темы использование компьютера, мультимедиа и Internet-технологий.

При использовании информационных технологий в процессе трудового обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают и определенное воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

Повышение эффективности обучения технологии во многом зависит от использования на уроках по технологии компьютерных технологий.

Хочу поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях технологии. В своей работе я применяю методику проектного обучения. Работу по внедрению проектного  метода обучения я начала в 2001 году. Изучила много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрала свой, наиболее приемлемый, именно для условий нашей школы, метод проектного обучения.

Чтобы быстрее помочь учащимся в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта, — самый интересный материал оформляю в виде инструкционных карт, на которых дано изображение работы. Краткое описание разработки, список интернет-источников. По основным разделам технологии  вместе с учащимися собираем необходимый материал. Где даны познавательные  сведения и оформляем все это в виде тематических рефератов с ссылками на интернет-источники. Результаты индивидуальной  учебно-исследовательской деятельности одних учеников, в дальнейшем при изучении конкретной темы, другие учащиеся могут использовать для изучения нового материала и также для подготовки сообщений по теме занятия.

Для расширения кругозора, используя поисковую и исследовательскую работу, учащиеся создают тематические газеты. Созданию таких газет предшествует большая подготовительная работа. Как и всякая проектная работа, создание тематической газеты начинается с составления плана работы. И на протяжении всего периода выполнения работы предварительное планирование корректируется с добавлением информации. В работу вовлекаются новые знания, информация и приобретенный опыт. Таким образом, учащимся предоставляется  в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать новый объект труда при консультативной помощи учителя.

Но, наверное, самое популярное и любимое занятие – это создание тематических презентаций. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, а учащимся изучать этот материал и обеспечивать прочное усвоение учащимися знаний, повышать интерес к предмету. Так, например, при составлении пояснительной записки к творческому проекту. Учащиеся руководствуются презентацией «Рекомендации по составлению пояснительной записки». Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного выполнения пояснительной записки и наглядно показывают  учащимся все этапы проектной деятельности,  а также грамотное обоснование каждого из этапов. Показ слайда. Фильм сопровождается пояснениями только для учащихся 5-го класса. Учащиеся 6-го класса (приобщенные к проектному методу) и старше уже самостоятельно могут давать пояснения демонстрируемого материала. В презентации используются гиперссылки, которые на любом этапе позволяют учителю и учащимся вернуться к любому слайду презентации. Презентация содержит теоретический материал по составлению пояснительной записки и вопросы по закреплению знаний.

Для полного представления составления пояснительной записки учащимся предлагается образец выполнения пояснительной записки в виде презентации «Проект по рукоделию – картина «Аист»». А для привлечения большего интереса к проекту в презентации показ слайдов идет с музыкальным сопровождением. Именно в этой презентации убедительно показана межпредметная связь различных школьных дисциплин, используемая на  разных этапах выполнения проекта.

Итогом совместной проектно-исследовательской, экспериментальной деятельности учителя и учащихся стали презентации «Виды вышивки» и «История развития вышивки», где учащиеся развивали навыки работы с дополнительной информацией. Темы презентаций выбраны актуально, так как забываются народные традиции, а это наши народные и духовные ценности. И в настоящее время остро ощущается необходимость изучение истории народных промыслов, восстановления духовности.

Создавая творческий проект с использованием информационных технологий. Учащиеся осваивают новые задачи ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, создания анимации и гиперссылок. Изюминкой презентаций является то, что в презентацию частично вставляется звук на отдельные слайды и делаются эффектные музыкальные паузы по окончании каждого раздела презентации. Это групповая рабата, которая дает возможность объединиться по интересам, позволяет проявить коммуникативные способности каждому ученику.  Таким образом, выполняя творческую работу, учащиеся продолжают пополнять свои знания, формируются умения, необходимые для выполнения творческой работы. При выполнении работы над проектом учитываются индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень подготовленности учащихся различен, необходимо осуществлять индивидуализацию обучения и дифференцированный подход. Работа по выполнению такой презентации сложная, интересная, и учитель в данной учебной ситуации, как инициатор и партнер должен идти на шаг вперед, координируя действия, пополняя свои знания по мультимедиа технологиям, разумно направлять учащихся в совместной работе.

Литература:

Бабенкова Е. С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики/Е. С.Бабенкова//Школа и производство.-№ 4, 2005.-С. 32-34. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпритация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений/В. И. Загвязинский.-М.: Изд. центр «Академия», 2001.-192 с. INTEL℗ «Обучение для будущего»: Учебное пособие.- 5 изд.. испр.- М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.- 368 с. Новожилова Н. В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/Н. В. Новожилова// Завуч.- № 8, 2003.- С.118-125. Селевко Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий/Г. К. Cелевко// Школьные технологии.- № 1, 1997.- C. 11-35. Ставрова О. Б. Компьютерная презентация учебного проекта/О. Б. Ставрова// Школа и производство.- № 8, 2002.- С. 28-33.

Автор материала: Печенкина Татьяна Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: