Построение системы оценивания, способствующей успешной социализации младших школьников

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих проблемы в обучении. Как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка? Как оценить не конечный результат, а именно труд ребенка, его старания, затраченные усилия?

«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни». 

У. Глассер

Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не у всех сегодняшних школьников достаточный уровень самостоятельности, слабо развиты умения анализировать и оценивать свою деятельность, свои поступки. Отсутствие навыков самоконтроля и самооценки приводит к искажению способов проявления личной ответственности, снижает способность к самореализации. Чтобы исправить ситуацию, необходимо, уже начиная с начальной школы, строить работу по адаптации и социализации личности. Младший школьный возраст является периодом изменений и преобразований во всех сферах психического развития: интеллектуальной, эмоциональной, социальной. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Как учитель начальных классов, целью своей педагогической деятельности считаю создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников, развитию в личности ребёнка духовно-нравственных качеств, самостоятельности и активности в учебно-познавательной деятельности, в общественной жизни.

Исходя из того, что в период младшего школьного детства ведущей деятельностью является учение, а личностными новообразованиями — самооценка, произвольное целеполагание и осознание принадлежности к обществу, работу по социализации младших школьников я построила через создание системы оценивания, способствующей формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля.

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой и изменение форм и методов оценки учебных достижений.

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих проблемы в обучении. Как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка? Как оценить не конечный результат, а именно труд ребенка, его старания, затраченные усилия?
Поиск ответов на эти вопросы и побудил меня заняться изучением проблемы оценивания результатов обучения младших школьников.

Цель работы — совершенствование системы оценивания учебных достижений младших школьников, способствующей формированию их оценочной самостоятельности.

Задачи:

Изучить проблему оценивания учебных достижений в психолого-педагогической и методической литературе. Определить пути и педагогические условия построения системы оценивания в начальной школе. Разработать и описать способы, формы учета учебных достижений младших школьников.

В младшем школьном возрасте психологическая база для жизни крепнет за счёт новообразования в области самосознания в виде развивающейся способности к самооценке и оценке сверстников. Наряду с обогащением оценочных механизмов бурно развивается и другой элемент самосознания – самоконтроль, как регулятор произвольного социального поведения.

Методологическую основу опыта по построению системы оценивания составили идеи Т. Г.Ананьева, А. Б.Воронцова, Г. А.Цукерман, Ш. А.Амонашвили. Всю работу провожу в несколько этапов.

    1 этап — этап введения ребенка в мир оценки.

Цель: познакомить первоклассников с критериями самооценки и вызвать потребность в оценивании своих учебных достижений. Именно с этой целью в первом классе я веду курс «Введение в школьную жизнь» (автор Г. А.Цукерман). Методика проведения занятий построена так, чтобы гарантировать каждому ребёнку ситуацию успеха.

Первоклассники сравнивают свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка). Рисуют образ урока, игры, учебного дня. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, применяю характеристику цветов Макса Люшера.

Параллельно с оценкой настроения провожу работу по формированию умения оценивать свою деятельность. Для этого детей знакомлю с «волшебными линеечками» — оценочными шкалами, напоминающими ребенку измерительный прибор.

Для самооценки беру мотивацию, учебные действия и некоторые личностные качества детей. Критерии, по которым будет оцениваться работа, обговариваем и принимаем совместно с детьми. Чтобы ребенок имел представление, на какой ступени он находится, как он движется по «лестнице знаний», для каждого ученика по каждому учебному предмету вычерчивается такая же «волшебная линеечка», на которой ребенок и учитель помечают продвижение в области познания.

При создании ситуации успеха важное значение придаю словесной оценке: «Молодец!», «Умница!», «Мне нравится твоя работа», «Отлично!», «У тебя все получилось», «Тебя приятно было слушать» и т. д.

Использую индивидуальный разговор «по секрету», улыбку, кивок головы, доброжелательную интонацию.

    2 этап. Этап закрепления умений оценивать себя и овладения способами оценивать друг друга.

Уверенность в себе – важная составляющая социально успешной личности. Она проявляется лишь тогда, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Именно на формирование адекватной самооценки и направлена работа на данном этапе.

Для того чтобы у учащихся формировался собственный «инструмент» для контроля и оценки своих знаний и умений, учениками ведётся дневник-тетрадь «Что я знаю и умею».

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя и является важным фактором успешной адаптации первоклассников в школе.

Двигаясь к этой цели, я, в согласии с разработками Г. Цукерман, последовательно учу детей «умному незнанию», «умному спрашиванию», построению гипотез. Для того чтобы дети учились делать самостоятельный выбор, на уроках и для домашнего задания предлагаю несколько вариантов упражнений (по объему учебного материала и по уровням сложности).

На классной доске отвожу «Место сомнений» и «место на оценку». На этапе решения частных задач, когда идет отработка применения открытого детьми общего способа действий, «место сомнений» может использоваться для отработки навыка. «Место на оценку» на данном этапе учебной деятельности может появиться в любое время, когда ребенок захочет предъявить свой результат работы.

Для того чтобы помочь ребенку самому разрешить свое сомнение, в классе есть » стол помощников». Помощники – это схемы, модели, памятки, алгоритмы действий, предметный материал, словари, справочники. Во время возникновения сомнений ученики всегда могут подойти к столу, найти себе «помощника» и разрешить возникшее сомнение.

    3-й этап. Этап знакомства с оценкой, которую дает учитель учебным достижениям младших школьников, подведение учеников к традиционной системе оценивания.

Оценивая учебные достижения детей, стараюсь эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной деятельности. Для оценки учебных достижений по литературному чтению, окружающему миру применяю рейтинговую оценку. На основе сопоставления разных способов оценивания совместно с детьми к 3 классу мы подходим к приведению всех оценок к традиционной пятибалльной шкале.

Мониторинг качества обучения учащихся осуществляю, используя разработанные в рамках комплекта учебников «Школа 2100» электронные приложения к учебникам русского языка и математики. Применение электронных приложений даёт возможность получать информацию о месте школьника в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по предмету, поскольку содержат данные о возрастных нормах по каждой контрольной работе.

В условиях внедрения новых способов оценивания возникает проблема выбора форм учета учебных достижений младших школьников. Чтобы наглядно представить результаты обучения по каждому учебному предмету, заводим листы «Мои учебные достижения». В 1 классе оценивание проводится учениками совместно с учителем, во 2 классе помощь в оценке оказывается тем ученикам, чья самооценка является резко завышенной или заниженной, с 3 класса такая работа практически всеми учениками выполняется самостоятельно.

С целью фиксирования успехов первоклассников составляем «цепочки успехов». Если ребенок сделал нечто такое, что у него раньше не получилось, я записываю это на узкой полоске бумаги. Так получается звено в «цепочке достижений». Например: научился считать до 20, научился списывать предложения или научился читать и т. д.

Следующей формой, где сами ученики отмечают свое продвижение, является лист-диаграмма «Техника чтения». Ребенок сам оценивает свою технику чтения 1 раз в неделю и заносит результат в оценочный лист. Так он наглядно может пронаблюдать динамику развития такого компонента как темп чтения. Это способствует развитию самоконтроля за данным видом деятельности.

Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности у каждого ученика есть Портфель достижений. Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. К 4 классу ученики накапливают портфолио. В результате появляется инициативность в участии всевозможных творческих школьных и районных конкурсах, а также интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Почемучка», «Енот – знаток естественных наук». Динамика участия в этих конкурсах составляет +50% за 3 года.

Кроме того, все результаты участия классного коллектива в жизни школы мы собираем в » Классный портфель достижений». Туда вошли лучшие коллективные работы, творческие проекты, дипломы, грамоты, полученные за участие в школьных мероприятиях. Так у нас получилась своеобразная выставка достижений класса.

Презентацию этих достижений представляем в конце учебного года на общем классном празднике. Оценку высших достижений за год проводим по различным номинациям: «Ученик года», «Надежда спорта», «Лидер», «Доброта», «Школьная печать».

В период отсутствия балльной системы оценивания (1-2) класс для родителей в конце учебного года на каждого ученика составляю качественно-содержательную характеристику, в которой отмечаю продвижение ученика в освоении учебных предметов и способов действий. Даю рекомендации, как повысить эффективность, при этом успехи связываю с собственным продвижением ребенка.

В ходе апробации безотметочной системы разработан локальный акт «Положение о безотметочном обучении в 1-2 классах Бабкинской средней общеобразовательной школы», где прописаны все условия, средства, методы оценивания, отражены формы ведения школьной документации. Это стало необходимо, так как безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает, прежде всего, выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми.

Отслеживание результативности работы провожу по нескольким методикам:

Наблюдения за адаптацией первоклассника в школе (методика Л. А.Жданович, Т. В.Русова, А. В.Сорокина, Е. В.Селезнева). Оценка школьной мотивации (Лусканова Н. Г.). Оценка уровня школьной тревожности (теста Филипса).

В ходе наблюдения за первоклассниками со стороны психолога, школьного врача, учителя выявлено благоприятное течение адаптации у 94% учеников и условно-благоприятное у 6% учащихся.

К 3 классу школьная мотивация значительно повысилась, в классе не выявлено детей с негативным отношением к школе. Это мы связываем с тем, что у учащихся не было негативного опыта отрицательных отметок.

Оценка уровня тревожности также показала положительную динамику. Если на начало обучения 33% учеников проявляли высокий уровень тревожности, то к 4 классу лишь 6% испытывали повышенную тревожность.

Данная система оценивания позволила мне не только выявить определенный результат в предметных знаниях и умениях, но, прежде всего, наглядно увидеть процесс формирования этого предметного знания у учащихся и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию.

Использование современных форм оценивания помогло мне решить следующие педагогические задачи:

    поддержка высокой учебной мотивации школьников (динамика уровня школьной мотивации составила + 19% за 3 года); поощрение навыков рефлексивной и оценочной деятельности (к 4 классу 93 % учащихся имеют адекватную самооценку, 7 % — завышенную, способность анализировать свою учебную деятельность проявляется у всех учеников).

Это в конечном итоге способствует формированию умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать свои действия, то есть быть успешным в учебной деятельности.

Автор материала: Гарипова Екатерина Васильевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: