Планирование работы воспитателя группы продлённого дня

В наше время становится все более актуальной работа  воспитателя группы продлённого дня. Перед ним стоит важная задача —  добиться того, чтобы  дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. В основу системы воспитания  положены следующие исходные принципы: 

Принцип гуманистического воспитания; Принцип личностно —  ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме,  прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе групп по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека; Принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма; Принцип природосообразности. Обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы; Принцип деятельностного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой; 

Цель воспитательной работы – создание  условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции. 

На реализацию этой цели и направлена работа групп  продлённого дня нашей школы, деятельность которых регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

В основу планирования работы каждого воспитателя  заложены следующие приоритетные позиции:

    создание условий для личностного развития учащихся; создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной; создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование. У каждого  воспитателя группы продленного дня   три плана работы: календарно-тематический  на год,  на месяц  и ежедневный.

Календарно-тематический план составляем  на год и месяц с выделением каждой учебной недели, который согласован с планом работы школы.

Требования к календарно-тематическому плану работы:

    конкретность воспитательных задач; учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности; учет индивидуальных особенностей коллектива.

Изучив и проанализировав педагогическую литературу, мы построили свою модель воспитательного процесса, которая включает 5 направлений: 

Нравственно-патриотическое. Оно предусматривает воспитание

    уважения к народным традициям и культуре; уважительное отношение к предкам; чувство гордости за родной край, любовь к нему; потребность в изучении истории своей Родины;

Эстетическое

    формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. 

Культура общения с природой. Воспитывать:

    стремление относиться ко всему живому в соответствии с нравственными, экологическими нормами поведения; чувство восхищения красотой природы, её неповторимостью; доброту, милосердие ко всему живому.

Спортивно-оздоровительное

    Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, укрепление нервной системы. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья. Знакомство с различными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами. 

Творческо-досуговое

Дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы, выполняют различные поделки, создают коллективные работы.

Эти  направления определяют содержание модели в целом, способствуют обеспечению за счёт соответствующих технологий личностно-ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех задач и  достижению тех целей, которые задаются конкретной социальной ситуацией.

Предлагаем календарно-тематический план работы в группе продлённого дня на февраль текущего  учебного года.

Для удобства мы разработали план-сетку на каждый месяц, на основе которого составляется план работы на каждый день.  Предлагаем Вам вариант ежедневного плана, которым мы пользуемся в нашем образовательном учреждении. 

Рассмотрим составляющие режима дня, по которому живут воспитатели и воспитуемые нашей школы.

Приём детей в группу. Прогулка (экскурсия) Самоподготовка. Полдник. Занятия по интересам.   Вторая прогулка. Уход домой. 

Обязательность выполнения режима означает, что все участники должны строго следовать его требованиям. Несколько слов о документации, которая должна быть в каждой группе продлённого дня. 

Режим группы, утверждённый директором школы. Положение о ГПД. Должностная инструкция воспитателя ГПД,  в которой сказано, что

Воспитатель группы продленного дня:

    в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за сохранение жизни и здоровья школьников во время подготовки уроков, экскурсий, походов, спортивных игр и соревнований, общественно-полезного труда; проводит инструктажи с учащимися по технике безопасности при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий на основании утвержденных инструкций, разъясняет правила пожарной безопасности, электробезопасности, дорожного движения на улице, воде, транспорте с обязательной регистрацией в специальном журнале, воспитывает у учащихся чувство личной ответственности за соблюдение этих правил; приостанавливает проведение работ или занятий, внеклассных или внешкольных мероприятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья детей и докладывает об этом руководителю учреждения; при переходах через проезжую часть улицы, где отсутствуют светофоры, группируют детей на обочине дороги не ближе 4-5 метров и с поднятым флажком выходят на середину дороги, организованно пропуская детей; в соответствии с действующим законодательством несет личную ответственность за несчастные случаи с учащимися во время проведения работ, занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, происшедшие в результате нарушения норм и правил охраны труда; немедленно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

Инструкция по правилам поведения на прогулке. Список учащихся. Заявления родителей. Календарно-тематический план на год. Календарно – тематический план на месяц. Ежедневные планы воспитателя. График проветривания кабинета. Разработки сценариев, праздников, утренников.

Таким образом, планирование работы в ГПД – это процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребёнка и способствующих его личностному росту. Реализация поставленных нами задач и чёткое их выполнение приведут к личностному росту каждого воспитуемого, к формированию их общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения.

Автор материала: Роменская Марина Юрьевна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: