ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

отличительные свойства дОПОЛНИТЕЛЬНЫх занятий ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Из постоянных форм дополнительного образования наиболее целесообразна организация работы кружка. Это особенно удобно, если дети посещают группу продлённого дня, в частности в школах полного дня. Занятия необходимо построить так, чтобы дети, пришедшие после напряженного учебного дня, переключились на другие виды деятельности, смогли отвлечься и отдохнуть. Ребята, конечно, посещают занятия кружка добровольно. Но следует помнить, что для того, чтобы подготовить с ними что-то действительно интересное и полезное, необходим постоянный, заинтересованный в результатах работы состав.

По своей природе дополнительное занятие по английскому языку, с одной стороны, базируется на программе, а с другой стороны, представляет собой звено в цепочке занятий, преследующей отличающиеся от нормативной программы цели. Поэтому программа по дополнительному образованию должна строиться так, чтобы школьники, посещающие его, не испытывали скуки на занятиях, и в то же самое не должны восприниматься ими как некое «повторение» («закрепление») того, что изучалось в классе.

Изучение даже самого интересного материала может стать в тягость, если оно будет слишком перегружено, поэтому педагогу не следует преступать определённую черту трудности, за которой удовольствие превращается в обычную урочную нагрузку, которое очень часто вызывает скуку и неприятие.

Соответственно, в основу дополнительного занятия по английскому языку в школе желательно положить принцип развития максимального количества речевых умений на минимум лексического и грамматического материала. В подобной ситуации программа должна быть ориентирована не столько на расширение словарного и структурного запаса, сколько на овладение способами речевого поведения в разнообразных жизненных ситуациях и при решении разнообразных проблем.

При соблюдении вышеупомянутого принципа школьники, не посещающие дополнительных занятий, не чувствуют себя безнадежно отставшими от тех, кто их посещает, но зато последние могут служить примером для первых, ибо способны показать насколько полнее, разнообразнее и логичнее могут быть высказывания в пределах, практически не превышающих программный материал. Следовательно, работа над лексическими и грамматическими навыками на дополнительных занятиях должна ориентироваться на развитие гибкости коммуникативного навыка.

При подборе материала положительную роль играет тематический принцип, поскольку он способствует систематизации лексики. Любое занятие в рамках дополнительных занятий должно быть направлено на развитие навыков говорения. Направленность на совершенствование навыков означает, что занятия могут строиться на материале с преобладанием либо лексического, либо грамматического аспекта. При этом грамматические явления обобщаются так, чтобы обеспечить на занятии определенную совокупность разнообразных коммуникативных задач.

Если одновременно отрабатывается несколько конструкций, то подбираются такие коммуникативные задачи, где все эти грамматические явления одинаково были бы необходимы для достижения речевой цели, а если идет работа над одним сложным грамматическим явлением, то в речевых заданиях следует показать вариативность его применения для реализации нескольких коммуникативных намерений.

В отношении этапов занятия следует отметить, что, поскольку мы не вводим внепрограммных грамматических явлений или принципиально новых лексических тем, этап ознакомления с языковым материалом, как правило, не бывает подробным, развернутым и не занимает значительной части занятия.

Итак, в связи с достаточно скромным местом этапа ознакомления в структуре дополнительного занятия появляется возможность уделять больше внимания коммуникативным задачам, чем на обычном уроке. Если на уроке, где вводится и подробно объясняется новый сложный материал, можно иногда ограничиться условно-коммуникативными заданиями по четко заданной схеме, то каждое дополнительное занятие включает целый ряд речевых заданий.

Одна из основных задач дополнительных занятий — развитие личности учащихся. В процессе изучения английского языка совершенствуется структура интеллекта: различные виды памяти и мышления, разнообразные интеллектуальные операции, и в первую очередь, такие, как сопоставление, обобщение, классификация, принятие смыслового решения. Отсюда и вытекает задача формирования принципиально новых умений, а не только перенос умений, имеющихся на родном языке, т. е. практическая цель на дополнительных занятиях неотделима от развивающей цели.

Поскольку школьники, как правило, посещают дополнительные занятия два раза в неделю и зачастую не имеют домашних заданий, то очень важно применение самых разнообразных опор, которые одновременно исключали бы возможность языковых ошибок, подсказывали бы языковой материал и давали бы максимум возможностей для самовыражения, для проявления себя как личности.

Учитывая различия в языковой подготовке, психологических особенностях и интересах учащихся внутри каждой группы, для поддержания внутренней мотивации на дополнительных занятиях еще большее значение по сравнению с уроками приобретает индивидуализация заданий.

Дополнительный курс, обладая относительной автономностью, составляет с нормативным курсом единое целое. Он проводится параллельно с основным курсом, и поэтому преподавателю нет особой нужды очерчивать промежуточные цели, хотя учет дополнительно развиваемых умений должен вестись, так как появляется возможность в большей степени задействовать взаимосвязь разных видов речевой деятельности. Например, я разработала таблицу, в которой оцениваются различные умения и навыки детей по полугодиям по 10-и бальной системе. Это даёт мне возможность избежать оценок, и в то же время наблюдать за динамикой повышения качества знаний, умений и навыков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: