Открытый урок “Шрифты и их геометрическая основа”

Урок  – исследование. Учащиеся работают в мини группах над полученными заданиями поэтапно. Ребята выступают в роли исследователей, архитекторов и т. п., представляют свои проекты и формулируют выводы. Учатся приемам активного речевого общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения.

Цель урока:

    познакомить учащихся  с выполнением шрифтовой композиции. развитие и углубление знаний о шрифте; коллективно – мыслительной деятельности; воспитание любви к народному искусству.

Задачи:

Обучающая.

    способствовать формированию умений и навыков; способствовать запоминанию основной терминологии.

Развивающая.

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы); способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы); способствовать развитию двигательной сферы учащихся (овладения моторики мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движения); способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету; способствовать формированию развития самостоятельности; умение применять ранее полученные знания на практике; развивать способность к художественно – творческому воображению средствами шрифтовой композиции.

Воспитательная.

    способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и  др. качеств; формирование навыков коллективного творчества, аккуратности и точности при выполнении работы; воспитывать уважение к работающему человеку; воспитывать интерес к искусству шрифта, а также наблюдательности к окружающему пространству надписей, букв, афиш и т. д..

Методы:

На усвоение знаний:

    простота и доступность изложения материала; включение диалога “педагог – ученик – педагог”;  

На прочность знаний:

    применение наглядных пособий; применение ИКТ;

На повышение интереса к предмету: использование новой техники исполнения.

Средства обучения:

    Предметно – натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность. Интеллектуальные – анализ, дедукция. Практические – творческая деятельность. Эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.

Оборудование:

для руководителя:

Технические средства:

Мультимедийный компьютер для учителя Мультимедийный проектор Презентация

Дидактические и раздаточные материалы:

Карточки – задания для учащихся Таблицы по композиции

Наглядные пособия:

Черно – белые фотографии ( репродукции печатной графики) Шрифтовые композиции

Инструменты:

Чертежная папка, чертёжные инструменты Загрунтованный лист бумаги, перо, тушь, карандаш

Музыкальное сопровождение

для ученика:

Инструменты:

Загрунтованный лист бумаги, Графические материалы (перо, тушь, карандаш, гуашь),

Дидактические и раздаточные материалы:

карточки – задания, тесты  

Технические средства: мультимедийный компьютер.  

Словарная работа:  штрих, “граттаж”, шрифт, шрифт – кириллица,  устав, полуустав, древнерусская скоропись, вязь и т. д.

Задание для творческих мастерских:

    разработать художественный образ букв, создать “читаемую композицию”, где изображение и расположение  букв даёт графическую версию изображаемого текста (тушь, кисть, перо); создать проект архитектурных элементов в шрифтовой композиции  “Город букв” (карандаш); буквица наших имен (техника “Граттаж”); создать проект “Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто” (памятки).

План урока:

Организационный момент (2 мин.). Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин.). Изучение нового материала (15 мин.). Практическая работа – разминка (40 мин.).   Практическая часть (создание проекта) (1 час). Защита проекта (13 мин.). Выходной контроль (4 мин.) Итог занятия (5 мин.). Домашнее задание.

На урок учащиеся приходят с подготовленной дома информацией об интересных фактах из истории развития шрифта. Перед началом урока дети рассаживаются  по партам согласно схеме.

ХОД урока:

Организационный момент

    приветствие; проверка явки учащихся; заполнение руководителем  журнала; проверка готовности учащихся к занятию; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана работы; напоминаю учащимся о технике безопасности.

Учащиеся по желанию делятся на 5 творческих мастерских.

Педагог:  Добрый день и добрый час, Я приветствую всех вас!

Ребята, сегодня у нас урок – исследование. Вы выступите в роли исследователей, архитекторов и т. п.,  изучите шрифты, представите свои проекты и будите формулировать выводы.

Сообщение темы, целей занятия, мотивация учебной деятельности учащихся.

Активизация.

Педагог: Тема урока сегодня зашифрована. Не теряя ни минуты, отгадайте ее. (Слайд 1)

Правильно, тема “Шрифты и их геометрическая основа”.  

Педагог: обращаю внимание на то, что наша тема является основной для изучения дальнейшего курса черчения. Мы начинаем изучать один из самых интересных разделов графики “Шрифт”.

Педагог: Как вы считаете, какова цель нашего занятия?  (ответы детей, руководитель обобщает ответы детей и точно формулирует цель занятия).

А задачи нашего занятия (информирует руководитель) (Слайд 2) 

Изучение нового материала.

Дидактическая игра  (Слайд 3)

Педагог: рассмотрите, что вы  видите на данном слайде (по трем проекциям определить  букву)? (Ответы учащихся)

Педагог: Современного человека постоянно окружают маленькие надписи, большие буквы, буквы табличек, огромные вывесочные буквы,  рекламные щиты. Каждый из нас постоянно носит при себе хотя бы несколько букв: мельчайших, мелких, средних.

Педагог: “Чтобы понять настоящее, изучайте прошлое”. Эти слова принадлежат историку Полибею. Сегодня мы приоткроем завесу древнерусского письма.

Педагог: Мы очень часто употребляем слово “ шрифт”. Что это такое? (ответы детей)

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта – одно из величайших достижений человечества. Слово “шрифт” – немецкого происхождения и в переводе означает письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве. Письменность является частью общей культуры каждого народа и частью мировой культуры. В. Тоотс очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта и ответить на многие вопросы. История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность.

Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы.  В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты кириллицы: с XI века (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас) — уставное письмо; с XIV века — полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине XVI века; в начале XV века получают распространение различные виды скорописи. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком,  который получил

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: