Открытый урок «Описание природы — Зима»

Цели:

Познавательные: познакомиться с особенностями текстов описания природы: композиция, языковые средства, стиль речи, связь предложений в тексте. Опираясь на художественные тексты, музыку, живопись, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания. Развивающие: развивать умения логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имен прилагательных. Воспитательные: привитие эстетического вкуса учащимся, стремление ярко и образно выражать свои мысли, воспитывать любовь к родной природе.

Тип урока-интегрированный (развитие речи)

Оборудование:

    цветные фотографии зимнего пейзажа, иллюстрации,  репродукции картин художников, рисунки учащихся. аудиозаписи звуков природы из произведений А. Вивальди и Свиридова,  раздаточный материал (распечатанные тексты)

Эпиграф «Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой», — К. Паустовский.

Оформление доски: 

Тема урока. Цели: познавательные., развивающие. «Снежные слова».

    цвет снега: нетронутая белизна краски: сиреневый, голубой, золотисто-розовый ; радостные :красноватый, густо-синий; яркие: синий в тени ; мягкие: переливающийся звездами, ослепительно блестящие на солнце, сияющий, сверкающий снежный покров: свежий, пышный, воздушно-легкий, глубокий, хрупкий, пушистый, зернистый, чистый, волнистый, мягкий, дремучие сугробы. небо: синее, огромное, удивительно-нежное, глубокое, высокое, чистое, холодное; деревья: в зимнем серебре, в белых пушистых шапках, в кружевных накидках с белой бахромой, снежинки на ветвях горят в золотом огне; звуки: шорох, треск-трещит, звон-звонит,  ,хруст — хрустит,

Ход урока

Вступительная беседа учителя

Тема нашего сегодняшнего урока «Описание природы. Зима». С типом речи — описание –мы уже знакомы.

Вспомним, что описывали  в 5 классе (любимую игрушку, животное, изложение » Первый снег» Паустовского. А сегодня цель нашего урока — познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения «Описание зимнего пейзажа.»

А что такое пейзаж в литературном произведении? ( если не ответят упр.276-разновидность пейзажа). Нас будет интересовать зимний пейзаж. Давайте посмотрим, как можно словом передать красоту зимнего пейзажа. Откроем упр 277 учебник. читает выразительно учитель. Дети слушают. Читают глазами

Беседа по упражнению

Что описывается? Откуда Бунин видит лес? Главная мысль: передать чувства, ощущения от красоты зимнего леса. Какие слова передают это восхищение? Какая тема (красота зимнего леса) Какими видит предметы писатель (лес — красивый,  великолепный,  чудесный, снег, чаща, ели, небо, тени, солнечный свет) Итак, это описание.  Почему? Какая часть речи передает описание? Какую картину вы представляли, когда слушали текст описания? С помощь чего это стало возможным? Какие языковые средства использовал автор ( эпитеты, сравнения, слова в переносном значении, метафоры) Каков же стиль этого описания?

Вывод — художественный, яркий,  выразительный,  передающий взволнованный характер описания,  красочность изображения — это художественное описание( русская речь упр 253)

Итак:  для того, чтобы ярко, выразительно описать природу, надо ее наблюдать.(Обращаемся к эпиграфу Паустовского )

Ученик выразительно читает миниатюру «Зимнее утро» (это на парте)

Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картинке? (собакой прыгала в груди моей радость) Почему «собакой»? Почему такое сравнение? Почему утро названо белое, пушистое? А что обозначает выражение — окна горят (это метафора — от утренней зари, когда солнце вот-вот появится).

Перескажите текст

Композиция:

    Общая характеристика предмета или общее впечатление. Отдельные признаки детали предмета. Вывод писателя или автора сочинения.

Какие вы подобрали примеры описания зимнего пейзажа зимы? Какой услышали зиму в стихах поэтов :Есенин «Белая береза»,

Тютчев «Чародейкою зимою», Пушкин «Вот север тучи нагоняя».

Давайте подберем прилагательные и существительные к слову — зима. Записываем в тетради

    Зима — сказочная, волшебная, чудесная, колдунья, волшебница, чародейка, старуха, фея, проказница,

(Если позволит время — упр 278 разобрать. вопросы в новой методичке)

    А какими видят зиму и снег художники? (открываются иллюстрации, фотографии, репродукции на доске) Какими словами Бунина и Тендрякова (упр 278) можно выразить эту красоту?

читает ученик

Какое великолепие и спокойтвие-упр277. Все необычно с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения-упр 278

Остановимся на картине И. Шишкина «Зима».

Почему зима, когда здесь изображен лес? Каким увидел и изобразил снег, небо, деревья художник? Красиво? (обратимся к снежным словам) А как зима представлена в произведениях композиторов? Послушайте музыкальную пьесу Вивальди «Зима»

Опишите свои впечатления

Итог урока:

    С чем познакомились? Что узнали? Какие знания приобрели?

Д з: написать сочинение-миниатюру, пейзажную зарисовку на тему:

Каким я видел снег(утром вечером, однажды) Деревья в снегу. Морозный вечер. Морозные узоры на моем окне. Следы на снегу Сказка за моим окном

Автор материала: Попескул Марина Павловна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: