Особенности проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внутри учебно­го процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сооб­щает ей своеобразно качественные особенности: служит для развития разных сторон развития личности ребёнка; конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений; в качестве средства обучения позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика; на первое место выходят учебно-познавательные мотивы.

Эти  особенности проектной деятельности младших школьников (ПДМШ) как деятельности, протекающей внутри учебного процес­са, заставляют нас обратиться к анализу, с одной стороны, ПДМШ как самостоятельной учебной деятельности и, с другой стороны, как структурной единицы процесса обучения. Традиционно в пси­хологии [1] учебная деятельность рассматривается как один из важ­нейших видов деятельности. Она совершается в рамках специ­ально организованного обучения и воспитания, значение которо­го В. В. Рубцов [5] определяет как » социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры». Усвоение обобщенных по форме теоретических знаний является существенной характе­ристикой учебной деятельности, поскольку она является специ­ально организованной со стороны носителей этих знаний дея­тельностью. Учебная деятельность имеет огромное значение для формирования личности человека, т. к. выполняет функцию включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Под учебной деятельностью, или учением [4], понимается один из основных видов деятельности человека, направленный на ов­ладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле учение [4] — это специфическая форма са­мостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений. ПДМШ в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми ее признаками. Внутри ПДМШ учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают ее содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

В процессе широко используются средства ИТ. Для создания разнообразного дидактического и организационного материала, инструкций  к заданиям, шаблоны маршрутов исследований, шаблоны для заполнения результатов исследовательской (практической) деятельности используется текстовый редактор MS Word.

Одной из важных проблем психологии учебной деятельности яв­ляется проблема ее обобщенного содержания, или структуры учеб­ной деятельности. Одной из наиболее плодотворных концепций структуры учебной деятельности является теория В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина [2]. В качестве компонентов структуры учебной дея­тельности в этой теории выделяются учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль и оценка

Проводя анализ ПДМШ, используя понятийный аппарат данной концепции, можно заметить, что в отличие от других видов учебной деятельности компоненты  проектной деятельности (учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль, оценка) учащихся начальной школы фор­мируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проек­тов. Вследствие этого учитель используя ИТ имеет возможность тщательно кон­тролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.

В  рамках учебных ситуаций (задач)  младшие школьники  знакомятся с общи­ми способами усвоения знаний — выделение свойств объектов, решение классов задач. Постановка перед школьником учебной задачи требует от него ориентации на общий способ ее разрешения (с учетом ва­риантов и частных и конкретных условий). Посредством учебных дей­ствий школьники усваивают общие способы решения задач внутри од­ного какого-то учебного предмета. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов [2] отме­чают, что первоначально школьники не умеют ставить учебные задачи и самостоятельно их решать. И только овладение постановкой учебных задач ведет к формированию самостоятельной учебной деятельности. Для привлечения учащихся к проектной деятельности, повышения мотивации используется учебная презентация в MS Power Point 

Анализ ПДМШ показывает, что на первом этапе проектной деятельности, когда вырабатывается стратегия создания проекта, ин­формационная подготовка к его выполнению, формирование общего смысла, происходит одновременно и усвоение общих способов ана­лиза предмета проектной деятельности, аналогичное усвоению учебных ситуаций (задач) в психологической структуре учебной деятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превраще­ние общего замысла в упорядоченную совокупность проектно-конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных дей­ствий  в составе учебной деятельности. Кроме того, учебные действия реализуются и на других этапах ПДМШ, там, где осуществляются действия с моделью будущего проекта. Учебный контроль  позволяет проводить корректировку деятель­ности. На этом этапе широко используется кроме MS Word, инструментальное средство ИТ MS Excel (обработка данных с получением количественных результатов с помощью шаблонов) Выделяются две основные формы контроля на основе анали­за конечного результата учебных действий и на основе анализа хода выполнения учебных действий. Контроль подразумевает, прежде всего, фиксацию правильности и полноты выполнения всех опера­ций,  входящих в состав учебных действий. Функции учебного контроля ПДМШ реализует заключительный этап проектной деятельности на котором происходит корректировка объекта деятельности, его непосредственный контроль и испытание. Мультимедийная презентация, разработанная в MS Power Point обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы.

Анализ ПДМШ  с точки зрения структуры учебной деятельности показывает, что проектная деятельность с использованием ИТ представляет собой та­кой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которо­го состоит в легкости усвоения и осознания структурных элемен­тов учебной деятельности. В то время как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, ПДМШ самим своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного ус­воения всех структурных компонентов учебной деятельности. Данное свойство ПДМШ приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что по данным В. В. Да­выдова и Д. Б. Эльконина характерно лишь для развитых форм учебной деятельности в условиях традиционного обучения. Струк­тура проектной учебной деятельности, все более осознаваясь и приобретая черты системы умственных действий, начинает при­нимать обобщенный характер и переносится на другие учебные дисциплины, позволяя осуществлять объединение отдельных ак­тов учебной деятельности в целостные системы, развивать непол­ноценно сформированные компоненты структуры учебной дея­тельности.

Уровень сформированности структуры учебной деятельности определяет такую важ­ную характеристику субъекта учебной деятельности, как отношение к учению. Если полная структура учебной деятельности не сформи­рована, можно ожидать от ученика либо отрицательного, либо положительного аморфного отношения к учению. И только нали­чие всех компонентов структуры учебной деятельности приводит к появлению положительного осознанного и положительного лично­стного отношения к учению. Таким образом, ПДМШ с использованием ИТ, формируя сис­тему компонентов учебной деятельности, влияет и на формирова­ние положительного отношения к учению.

Важно отметить, что этот момент демонстрирует еще одно существенное направление формирования личности в ПДМШ.

Одной из существенных характеристик учебной деятельности в целом является способ ее организации. ПДМШ как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем — консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослым, так и со сверстником.

Следовательно, определяя содержание ПДМШ, мы можем задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности младшего школьника.

Библиографический список:

Андреева Г. М. Социальная психология — М., 1980 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.- М. 1996 Ляхов И. И Проектная деятельность.- М.1996 Психология. Словарь. — М., 1990 Рубцов В. В. организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 1987

Автор материала: Лебеденко Оксана Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: