ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИ

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Т. Н. Цыганок

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Каменск-Уральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»

г. Каменск-Уральский, Россия

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей школьного возраста. Это обусловлено тем, что данный период является периодом, завершающим интенсивное развитие формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее.

В отечественной педагогике до сих пор остается открытой проблема поиска эффективных форм, средств и методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Также проблематичным является определение причин трудностей в обучении данной категории детей, существуют различные теории их происхождения.

У человека, как и у многих животных, большинство органов парные: две руки, две ноги, два глаза, два уха, две почки, два полушария мозга. Парность органов не означает их одинаковое функционирование. Левши давно известны как предпочитающие левую руку при мануальных действиях, жестикуляции. Однако левшество включает не только леворукость, но и левоногость, также сенсорное левшество — зрения и слуха.

Проблема левшества остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. На современном уровне знаний это объясняется тем, что профиль латеральных предпочтений — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Эволюционный принцип латерализации мозговых функций в человеческом сообществе реализован в организации мира, как правостороннего, ориентированного преимущественно на правшей. Увеличение числа левшей за последние десятилетия ставит серьезные проблемы перед социумом.

Направление науки, изучающей латерализацию психических функций, является бурно развивающейся областью знаний, предполагающей системный подход к данной проблеме. Асимметрия в развитии психических функций, тесно связанная с мозговой межполушарной латерализацией, требует объединения усилий психологов, нейрофизиологов, врачей.

В качестве практических проб для определения типа латеральных предпочтений использовались следующие процедуры определения моторной и сенсорной асимметрии. Для оценки степени праворукости и леворукости были использованы задания, предложенные в тестах М. М. и Н. Я. Семаго (поймать мяч одной рукой, переплести пальцы рук, нарисовать одинаковый рисунок по очереди обеими руками и т. д.), а также проба Е. П. Ильина на точность попадания. Для выявления ведущей ноги, уха, глаза использовались: пробы Розенбаха, пробы Литинского. Диагностика функциональной ассимметриии головного мозга была выполнена с помощью теста И. П. Павлова и методики выявления соотношений сигнальных систем Е. А. Климова.

Классификация латеральной организации по П. Деннисону включает комбинацию ведущего полушария, ведущих руки, ноги, глаза и уха и насчитывает 32 типа. Обозначают четыре основных типа индивидуального профиля – перекрестный, смешанный, односторонний и гармоничный.

При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, глаза и уха на противоположной стороне тела. Дети с данным ИЛП показывают отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки. Их стрессоустойчивость – 100%. В данной выборке испытуемых не представлено ни одного учащегося с перекрестным ЛП.

При смешанном ИЛП ведущее полушарие организует работу одного или двух органов на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Сочетание может быть любым. Однако выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полушария. Такие дети часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. Они имеют от 25% до 75% стрессоустойчивости. В данной выборке испытуемых учащиеся со смешанным ЛП составляют 76%. Из них: с ведущим правым полушарием – 51%, с ведущим левым полушарием – 25%.

При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» ИЛП. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит отключение (блокирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети практически не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению неврозов. Дети с односторонним ИЛП имеют самую низкую успеваемость и стрессоустойчивость. В данной выборке они составили 24% от общего количества испытуемых.

В результате исследования выяснилось, что в данной выборке все учащиеся имеют неблагоприятную картину латерализации функций, что вызывает значительные трудности в освоении знаний и адаптации, требует пересмотрения педагогами условий их обучения.

Из результатов формирующего эксперимента видно более значительное увеличение показателей уровня психического развития у испытуемых экспериментальной группы. Средние значения увеличились в среднем на 49,4 балла, тогда как в контрольной группе это увеличение составило в среднем 23,5 балла. Следовательно, осуществление комплексного подхода в коррекции психического развития детей с ЗПР дает более высокие результаты. Основными условиями повышения эффективности являются следующие основные направления работы:

— дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга, в том числе посадка за партами с учетом типа индивидуального латерального профиля;

— использование заданий, стимулирующих работу правого полушария головного мозга;

— выполнение программы кинезиологических упражнений во время динамических пауз на уроке и на занятиях в группе продленного дня.

Начальная гипотеза исследования подтвердилась в части наличия у детей с задержкой психического развития сложной структуры асимметрии в латерализации психических функций.

Таким образом, можно указать направления дальнейшего продолжения работы: это разработка системы обучения и воспитания, основанной на стимуляции работы правого полушария, апробация и внедрение новых форм, средств и методов развития межполушарных связей с опорой на правое полушарие. Поскольку, говоря словами французского ученого И. Соньера: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»

Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.

Сиротюк А. Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: