ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Дифференцированный подход в обучении

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Гимназия №43»

Маслаковой Т. А.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.

Мой педагогический стаж составляет 3 года. В моем классе 25 человек и все они очень разные. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, требуют повышенного внимания с моей стороны в процессе обучения.

В своей работе я столкнулась с тем, что выбрав определенный уровень и темп работы на уроке, только определенной части учеников этот темп был нормальным, для других он был слишком быстрый, для третих – медленный. Предлагая детям одно задания, некоторые ребята справлялись с этим заданием очень быстро, другие значительно медленнее. Один и тот же текст одни дети понимали с первого прочтения и без сложностей отвечали на вопросы, другим детям нужно было повторное чтение текста. А некоторым – нужно было прочитать текст 3-4 раза, чтобы разобраться с предлагаемыми вопросами.

Таким образом, я сделала вывод, что успешность ребенка в обучении, темп овладения материалом, качество знаний и умений зависит от познавательных возможностей и способностей учащихся. И не учитывать эти факторы в обучении просто невозможно!

Я поставила перед собой задачу – создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.

Организации работы по дифференцированному обучению – очень сложный процесс. Я разбила всю работы на несколько этапов.

Для начало нужно было совместно с психологом изучить индивидуальные особенности детей (физические, психологические, мыслительные, личностные). Для этого я использовала личные наблюдения, информацию психолога о психологических особенностях ребенка, информацию мед. работника о здоровье ребенка, беседы с родителями.

На основе полученной информации, я пришла к выводу о необходимости деления класса на группы по разным критериям:

различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уровнем самостоятельности.

Далее мне предстояло подобрать и разработать дифференцированные задания для различных групп

Важным было осуществлять тщательный контроль за результатами работы учащихся

Я разделила учащихся на три группы:

1 группа: дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Дети этой группы отличаются неустойчивой работоспособностью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления. Памяти, внимания. Им необходим контроль, стимуляция, проверка заданий, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно, но иногда требующие пояснений, помощи со стороны учителя. Дети 2 группы достаточно хорошо организованы, средней работоспособностью, более самостоятельны. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, отличаются высокой мотивацией в обучении. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Работают быстро, самостоятельно разбирают задания, успевают помочь соседу, выполняют больше заданий. У них хорошо развиты мышление, память, речь, внимание. Высокая мотивации в обучении, способны самостоятельно регулировать свои действия.

Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.

Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Использование дифференцированных заданий на различных этапах урока.

При изучении нового материала на отдельных уроках организуется групповая работа, где каждая группа получает определенное задание. Каждое задание раскрывает какую-то часть общей темы. Таким образом, это дает возможность ребенку почувствовать свою нужность, значимость, внести свой вклад в общее дело. Для 1 группы задание носит репродуктивный характер, для 2 группы, как правило, задания включают репродуктивную и частично-поисковую, для 3 группы – задания проблемного характера, которые требуют определенных выводов, выявления причин.

Окружающий мир. Тема «Природное сообщество — лес»

3 группа:

2 группа:

1 группа:

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы.

Я использую различные способы дифференциации. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, сложности, объему, трудности.

1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений, текстов на изученное правило;

написать стихотворение, используя слова определенной части речи

Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

2. Дифференцированные задания по уровню трудности

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

усложнение материала (например, в задании для 3-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 1-й группы – однозначные); выписать из текста существительные 1 склонения женского рода – 1 группа, выписать из текста существительные 1 и 2 скл. мужского рода, 1 группа — подчеркни орфограмму «безударная гласная в корне», 2-3 группа – подчеркни все орфограммы, назови их;

увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (для 1 группы – задача решается в 2 действия, математическое выражение в 4-5 действий, решение простого уравнения, для 2-3 группы – задача решается в 4 действия, математическое выражение – 6-7 действий, решение составного уравнения);

увеличение заданий к тексту

3. Дифференцированные задания по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

4. Дифференцированные задания по степени самостоятельности учащихся

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Так после прочтения задания, выяснения его смысла и правил оформления, ребята 3 группы приступают к самостоятельному выполнению, 2 группа — часть задания выполняется фронтально, получая образец выполнения, дети продолжают работать самостоятельно, 1 группа выполняет задание вместе с учителем.

5.Дифференцированные задания по характеру помощи учащимся

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Это могут быть подготовительные задания, карточки, запись на доске, плакат.

Дифференцированное обучение – очень сложной процесс, но на равнее со сложностью, имеет и особую значимость. Оно позволяет обеспечивать одинаковый темп продвижения обучающихся, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.

Результатами работы считаю положительную динамику качества знаний учащихся

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: