ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ.

Мальцева Д. В.

ТИ им. А. П. Чехова РГЭУ (РИНХ) ’15

Российская наука; Сколково; Государственная политика; Молодежь; Концепция развития науки;

Актуальность моей работы обусловлена в первую очередь тем, что на сегодняшний день Российская наука находиться весьма в плачевном состоянии и врядли может претендовать на успешное соперничество с большинством зарубежных стран. Запад идет в ногу со временем, в то время как мы в свою очередь с каждым годом теряем свои позиции на мировой арене. И это в той стране, в которой трудились ученые с мировым именем, такие как И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, П. А. Черенков, Л. Д. Ландау, Н. Н. Боголюбов, В. И. Вернадский, Н. М. Амосов, С. П. Королёв, А. Д Сахаров и многие другие. Каждый из них добился успехов в своей области знаний. Именно их имена мы вспоминаем, когда слышим слово «наука», это фамилии ученых советского периода. А что можно сказать о сегодняшней науке? Какие фамилии мы сможем назвать сейчас? Каких успехов мы добились за последнее десятилетие?

Конечно, можно говорить о том, что в России делаются попытки разрешения сложившейся ситуации, проводятся меры в области развития отечественной науки. Так, например создание Инновационного центра «Ско́лково». Проект задуман как один из ключевых элементов российской модернизации, призванной покончить с сырьевой ориентацией экономики и перевести ее на инновационный путь развития. Проводятся различные меры поддержки науки в виде федеральных целевых программ, разрабатываются гранты для поддержки научных исследований. Однако данные меры не решают на системном уровне корневую проблему. И тут возникает другой вопрос, Почему они не дают должного результата? Являются эти меры действенными? Несостоятельность положения российской науки вызвана рядом проблем, в результате которых мы и оказались в подобном положении. Основной, я бы сказала ключевой проблемой является недостаточное внимание государственной политики к системе финансирования российской науки, а также неприкрытое безразличие государственных чиновников к данной проблеме. К несчастью именно эта проблема, на мой взгляд, является главной и ведет за собой ряд последующих. Наше государство идет вразрез требованиям, которые диктует нам современность и технический прогресс. Не стоит забывать о том, что развитие науки в целом определяет последующее развитие страны, ее успех в экономическом и политическом плане. Да и вообще вся жизнь человека, без преувеличения, подчинена науке. И мы никак не можем себе позволить наплевательски отнестись к ее оскудению, ведь несколько десятилетий назад было приложено немало усилий для ее успешного становления.

Привлечение молодёжи — одна из ключевых проблем развития науки. Большинство молодых выпускников вузов, аспирантур и магистратур идут работать не по специальности. Бывшие студенты, аспиранты стараются найти варианты работы за границей и в результате мы имеем «утечку мозгов» за границу. В нашей стране у молодежи отсутствует желание идти работать в науку. Нередко молодые люди все чаще идут в науку не из интереса к исследовательской деятельности, а чаще всего для решения личных проблем. Это вызвано стремлением получить степень для успешного трудоустройства в бизнесе, избежать службы в армии, определиться с профессией и прочее. Существует проблема технического оснащения. Согласно различным данным каждый второй преподаватель вуза не находит в библиотеке необходимой научной литературы; большинство отечественных ученых не имеет персональных компьютеров и выхода в Интернет. Заработная плата также оставляет желать лучшего. С этой точки зрения российская наука находится в очень неблагоприятных условиях по сравнению с развитыми странами. Так например, если в России затраты на одного исследователя составляют немногим более 4 тыс. долларов в год, то на американского исследователя более чем 100 тыс. долларов. Разница ощутима.

Во всех развитых странах государство организует и всесторонне поддерживает научную деятельность. Наука и наукоемкие технологии являются важными в условиях развития государственной политики, а также является необходимым фактром для укрепления национальной безопасности. Что касается нашей страны, к большому сожалению, у нас не существует определенного государственного стратегического плана развития науки, который является необходимым в сложившейся ситуации, либо мы имеем присутствие определенного плана, только направлен он, напротив, на ее разрушение. Как отмечает Алексей Бобровский, ведущий научный сотрудник лаборатории химических превращений полимеров химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор химических наук, лауреат премии Президента РФ о состоянии Российской науки: «Последние 20 лет можно считать периодом гибели российской науки. Точнее сказать, планомерного уничтожения того, что было создано в советский период. Только отдельные сильные научные группы смогли выжить в это время – и то часто лишь за счёт сотрудничества с западными лабораториями». И, на мой взгляд, было бы рациональным возвести задачу создания плана модернизации российской науки в ранг основных первоочередных направлений деятельности государственной политики.

Помимо материального обеспечения и нежелания молодежи идти в науку существует ряд других проблем. Ж. И.Алферов — лауреат Нобелевской премии по физике, академик РАН в своей статье «Разрушение СССР. Какую власть мы получили. Десять лет, которые потрясли…» говорит о том, что «Помимо плохого материального обеспечения исследователей и исследований, одна из главных проблем нашей науки, я в данном случае имею в виду, прежде всего естественнонаучные дисциплины, такие как физика, химия, биология, ее невостребованность у нас, в нашей стране. Наши научные результаты имеют спрос за рубежом, а не у нас. Потому-то и уезжают из России за границу молодые физики, химики, биологи, а не только из-за мизерной зарплаты». Да и вообще, в недавнем времени академик говорил о том, что один на страну нобелевский лауреат — сигнал о том, что в отечественной науке далеко не все благополучно. По его словам – «Нобелевская, да и другие премии, — хороший стимул. Но все же не самый главный, — считает Жорес Иванович. — Важнее другое: молодые люди должны видеть, что результаты научных исследований востребованы экономикой и обществом в целом. Когда такое происходит, ученый становится уважаемым человеком, а его труд достойно оплачивается».

Владимир Бабкин, эксперт Государственной Думы в своей статье «Наука и власть» говорит о том, что «Недавно была отменена процедура аккредитации для научных организаций. При представлении законопроекта экс — министр образования Алексей Фурсенко заявил, что научные исследования проводятся не только в научных организациях, но и в инновационных фирмах. По-видимому, он имел в виду многочисленные так называемые консалтинговые и прочие центры, которые в большинстве своем напоминают небезызвестных «портных», оставивших короля голым. Теперь никому не известные фирмочки получают ассигнования из бюджетных средств, выделяемых на науку».

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Состояние Российской науки довольно критическое. Вклад российских учёных в основном проявляется в работах за рубежом. Наблюдается падение значимости научных исследований. Уровень развития российской науки за последние 20 лет резко упал: из-за уменьшения финансирования, изменения социальной обстановки, всевозможной пропаганды и поддержки лженауки и ряда других причин. Но опускать руки нельзя, необходимо искать эффективные пути разрешения проблемы. В стране, у которой в истории многочисленные достижения в области науки и техники есть потенциал для последующего возрождения и развития. И этому вопросу государству необходимо уделить достаточно большое внимание.

Следует создать такую государственную концепцию развития науки, которая будет отвечать требованиям современности. И движущей силой в этом вопросе является именно молодежь, а государство в свою очередь обязано предоставить необходимую помощь и создать условия для реализации научных проектов, обеспечить рабочие места для молодых ученых, техническое оснащение, лаборатории, достойное место в обществе, заработную плату и т. д. То есть оказать всестороннюю поддержку.

Литература

Алферов Ж. И.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: